iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead, США, 1978

Dawn-of-the-Dead-1978


В прошлом году я осилил по порядку все части кино-франшизы Resident Evil (чем весьма доволен). А на этот год имею в планах замахнуться на Джорджа нашего Ромеро, и пересмотреть заново всю его «мертвяцкую серию». Начну со второй части, т.к. «Ночь живых мертвецов» я уже обозревал в этом блоге, и повторяться не вижу смысла.

Если «Ночь живых мертвецов» создала образ «плотоядного ходячего покойника», то «Рассвет» его по-настоящему популяризовал в современной массовой культуре. Популярность фильма была настолько высока, что он породил колоссальную волну "зомбятников 80-ых", длившуюся целое десятилетие: Zombie Фульчи и другие итальянские поделки, Return of the Living Dead, Re-Animator, Evil Dead... ничего этого могло и не быть, если бы не успех фильма Ромеро. Кроме того, именно здесь мертвецов-людоедов впервые назвали словом «зомби», которое раньше применялось в отношении совсем иного типа нежити.





Пара слов о сюжете, на всякий случай.
Если рассматривать «Рассвет» как прямое продолжение «Ночи», то сюжет второй части начинается спустя несколько дней/недель после завершения первой. В результате необъяснимого феномена, по всему миру оживают мертвые человеческие тела - и нападают на живых людей. Кадавры медлительны, неуклюжи, обладают лишь зачатками интеллекта, и действуют на основе инстинктов, оставшихся от прошлой жизни. Причем главный движущий мотив существ – голод, утолить который способна только человеческая плоть. Повсюду хаос и паника, мертвецы разбредаются по стране и кусают всех встречных-поперечных, правительство пытается организовать меры противодействия, которые лишь приводят к еще большим жертвам, карантинные мероприятия неэффективны, в городах начинается разгул преступности и мародерства, все дороги запружены беженцами. Тем временем в сельской местности военные и ополченцы весело расстреливают не только мертвяков, но и всех, кто вызывает мало-мальское подозрение, да и просто нежелательных людей (на ЧП все списать можно, мочи их всех, потом разберемся). А по телевизору бородатые эксперты спорят в прямом эфире, являются ли зомби людьми, животными или чем-то еще, и стоит ли применить ядерное оружие по крупным городам.
Сообразив, что дело табак, четверо героев собираются сбежать на вертолете куда глаза глядят, желательно в Канаду. На борту: собственно, вертолетчик, его подружка-журналистка, и двое примкнувших к ним полицейских. По пути они приземляются на крыше огромного торгового центра для отдыха и пополнения запасов – и решают на какое-то время сделать это здание своим домом. Но уединение длилось недолго...

Смотрел я, насколько мне известно, самую длинную из существующих версий – 2 часа 35 минут. Ничего принципиально важного по сравнению с другими версиями, конечно, нет, но много всякой интересной и веселой ерунды. Хотя кино отнюдь не веселое. Даже наоборот.

«Рассвет мертвецов», в отличие от своего предшественника - уже не совсем ужасы, скорее постапокалиптический боевик. «Ночь» - была довольно камерной историей о небольшой группе людей, столкнувшихся со зловещими тварями в уединенном загородном домике. И, как водится, с приходом утра кошмар развеялся, подоспела кавалерия, жизнь начала входить в прежнее русло. Да, не всем из героев до утра повезло дожить (по правде говоря, никому =) ), но действие фильма было сильно ограничено, как по месту, так и по времени. А тут размах совершенно иной. Уже с самого начала становится ясно, что ситуация крайне серьезна, катастрофа имеет глобальный масштаб, страна и общество летят в пропасть, опасность грозит всем без исключения, и отсидеться, дожидаясь помощи - никак не получится.

Первые где-то минут сорок, до прибытия в супермаркет – поражают мощнейшей атмосферой БЕЗЫСХОДНОСТИ. Все кругом бегают, что-то делают, суетятся, стреляют-грабят-убивают… А мертвяков-то – все больше и больше, а полный песец – все ближе и ближе. Впечатляющая картина распада социума и надвигающегося краха цивилизации. И мрачнейшая электронная музыка фоном. Что характерно, в следующей части, «Day of the Dead», концентрация тлена и безнадеги будет еще в несколько раз выше – но это уже я забегаю вперед.

По поводу «острого социального комментария»(тм), которым славятся все фильмы Ромеро – тут все вполне очевидно. Он никогда особой тонкостью намеков не отличался, и все метафоры в фильме довольно прямолинейны.

« [про зомби и супермаркет] Их ведет сюда инстинкт. Очевидно, это было для них очень важное место при жизни.»

« [про ситуацию в стране] Подумать только, мы проигрываем войну, в которой даже нет врага. Мы сами все просрали.»

Ну и, разумеется, очень красноречивы сцены «сладкой жизни» героев в потребительском раю, который оказался целиком и полностью в их распоряжении в то время, как весь мир вокруг погружается в анархию и варварство. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы уловить идейный посыл.

Мясо и кровища... их есть тут. :) Грандмастер кровавых спецэффектов Том Савини, конечно, выжал из имевшихся ресурсов максимум возможного, хотя дешевый синюшный грим мертвяков очень уж бросается в глаза по нынешним временам. В черно-белой «Ночи» оно было не видно, а в цветном «Рассвете» все недочеты заметны становятся сразу. Тем не менее, фильм содержит массу эффектных «мясных» сцен с потрошением, отрубанием конечностей, вышибанием мозгов и т.д. Пугают, кстати, отнюдь не этими эпизодами (они скорее развлекают и забавляют), а совсем другими – самыми жуткими вышли сцены осмотра незнакомых помещений, в которых могут скрываться (а могут и не скрываться) живые мертвецы. Некоторые моменты - вроде и не должны быть страшными... а ведь все равно кирпичи-то лезут, даже при повторном просмотре.

В общем, шедевр в своем жанре. Некоторым современным говносериалам и дерьмофильмам (не будем показывать пальцем) до него расти и расти.


Несколько кадров:


Главные герои.

DawnOfTheDeadBTS1978_zps0eee5077

Национальная гвардия. Пацанчикам дали пушки, и они развлекаются, как могут.
dawn-of-the-dead-german-7

А ведь и мало что изменилось, если пристально не приглядываться. ;) В чем, собственно, и состоит главная идея.
vlcsnap-2010-10-05-08h51m55s132

"ТАМ CВЕЖЕЕ МЯСО ДАЮТ!!!"
dawn-of-the-dead-zombies

Этот кадр повторят в следующем фильме, почти один-в-один.
24993

А этот - в ремейке от Зайки Снайдера, в 2004 г.
dawn_of_the_dead5

Нямка.
dawnofthedead3


Том Савини собственной персоной, или  "Секс-Машина, молодые годы". ;)
DOTD013

Tags: 1970s, зомби, кадронарезательная машинка, кино, хоррор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments