iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Дзета / Z, Франция-Алжир, 1969


Посмотрел фильм интернационального режиссера Коста-Гавраса, с творчеством которого я ранее был не знаком, и это стало для меня, пожалуй, одним из самых ярких впечатлений последнего времени. Потрясающее кино. По жанру это политический триллер/детектив, но «европейского» толка, в противовес «американскому». Если бы к этой теме подошел Голливуд, то почти наверняка получился бы типичный остросюжетный фильм с беготней и стрельбой, обязательной любовной линией, карикатурно-злобными злодеями и непременным торжеством справедливости в финале, где подлые заговорщики покараны (или как минимум вынуждены отступить), а демократические ценности побеждают. Не то дело здесь… Все куда ближе к реальности.

Действие происходит где-то в «условной европейской стране», которая конкретно не называется, но, как гласит вступительная надпись на экране «все совпадения с реальными лицами и событиями НЕ случайны». Понятно, что имеется в виду в первую очередь Греция времен диктатуры черных полковников, но сюжет фильма настолько универсален и актуален для столь многих стран, в т.ч. и ныне, что даже нет смысла уточнять. Все, кому надо – как тогда поняли и оценили, так и сейчас поймут и оценят.

В неназванной стране правит псевдо-демократический, а на деле авторитарный режим консервативного толка. Действие оппозиционных партий дозволяется, но неугодные силы правительство активно щемит с помощью всяких административных мер, издевательски оставаясь более-менее в рамках закона. Даже вполне умеренная левая партия сталкивается с жесточайшим давлением из-за своей социальной и антивоенной программы. Арендованный ими зал собраний закрывают «за нарушение пожарной безопасности». Под разрешенный митинг городские власти выделяют заведомо недостаточное пространство, куда все участники не влезут – чтобы повязать их потом «за шум и нарушение общественного порядка». Не пренебрегают и неформальными методами: агенты полиции в штатском, провокаторы, молодчики с дубинками из ультраправых организаций – масса средств сорвать любые неугодные властям мероприятия. У оппозиции в народе много сторонников, но они опасаются выводить людей на улицы - это чревато массовыми арестами, военным положением, репрессиями и т.д. Игра идет не на равных и по правилам оппонента, но иного выхода нет – приходится вести борьбу сугубо в правовом поле, в заведомо невыгодном положении.

И вот однажды, обстановка резко накаляется. Во время одновременных митингов, проводимых оппозиционными и про-правительственными партиями, было совершено нападение на популярного левого депутата, восходящую звезду политической сцены. Вскоре после происшествия, политик скончался в больнице, а прокуратуре было поручено провести расследование и в сжатые сроки покарать виновных. Дело громкое, действовать надо быстро, а то может и до массовых беспорядков дойти. На первый взгляд, взявшемуся за дело прокурору кажется, что все очевидно: покушение совершено членами ультра-правой организации «Роялистское Общество Западных Христиан», на почве неприязни к политическим взглядам покойного, по собственной инициативе и без ведома руководства. Виновные задержаны и дают показания. Но что-то не сходится. Честный чиновник продолжает упорно распутывать клубок и подвергать сомнению официальную версию, невзирая на настойчивые предупреждения с самого верха. Нет, он не испытывает ни малейшей симпатии ни к погибшему политику, ни к его идеям. Просто принципы не позволяют ему бросить расследование, не докопавшись до истины. А истина такова, что став достоянием общественности, может обрушить весь государственный строй.

По-настоящему захватывающая картина, в которой, по большому счету, мало чего серьезного происходит на протяжении большей части сюжета (после самого покушения). Расследование, допросы свидетелей, сопоставление информации, мелкие пакости (а потом и более серьезные гадости) от невидимых недоброжелателей, а потом… БУМ! Финальный сегмент фильма заставляет испытывать весь спектр эмоций: удивление, ехидный смех, триумфальная радость, разочарование, отчаяние, шок и ужас, решимость и надежда. Не обязательно именно в таком порядке (а может и в таком), но по мозгам бьет здорово.
Tags: 1960s, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments