iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Глен Кук, «Дракон не спит никогда»



Кажется, dennis22b мне порекомендовал эту книжку – за что ему большое межгалактическое спасибо. Глен Кук – титан! Божественной мощи и циклопического масштаба история в жанре космической фантастики. При определенных условиях, это могло стать второй «Дюной» (почему не стало – есть ряд причин).

Поначалу чтение давалось не очень легко из-за особенностей стиля (ниже остановлюсь на них подробнее), но вот потом, когда я втянулся… Что-то такое щелкнуло в голове, вспыхнули перекрестные связи сразу со множеством знакомых и в той или иной степени любимых космооперных сеттингов. И "Основание", и "SW", и "Ваха 40К", и "7-ка Блейка", и "Эффект Массы" – все это одновременно как-то сразу вспомнилось и наложилось на впечатления от сабжевой книги, дополнительно их усиливая. Не побоюсь даже сказать, что это одна из лучших вещей в жанре, что я читал за последнее время – очень удачный образец салата из наиболее популярных НФ-тропов.

Загибаем пальцы:




- Космическая империя, где человечество – единственная господствующая раса, завоевавшая этот статус в тысячелетиях жестоких войн против всех других разумных видов.
- Неофеодальные Великие Дома, развившиеся из корпораций. Их интриги, хитрые коварные планы, а также внутренняя борьба за власть среди дегенеративной элитки.
- Эстетика позднего Рима с тонкими, но легко уловимыми отсылками к реальным историческим событиям.
- Побежденный древний враг, который ничего не прощает и ничего не забывает.
- Клоны, электронные слепки сознания, репликационное бессмертие и все, что с этим связано.
- Гигантские разумные космические корабли как абсолютные машины смерти и любви, и вообще ultima ratio.
- Культисты-хаоситы и их мерзкие щупальцатые союзники, набегающие на человеческие миры, чтобы убивать, грабить и совершать противоестественные действия с домашней скотиной.
- Связывающая все обитаемое пространство сеть гиперпространственных тоннелей, где обитают непостижимые человеческому разуму сущности, и с происхождением которой связан важный вот-это-поворот сюжета.
и т.д.

Причем фирменный стиль Кука – это полное соблюдение принципа «показывать, не рассказывать», насколько оно возможно в рамках литературы. То же наблюдалось и в «Черном отряде». Дотошного миростроительства, скрупулезного выписывания и пояснения мельчайших деталей вымышленной вселенной, подробных экскурсов в прошлое или пространных лекций о принципах работы очередной «транглюкации и тирьямпампации» - ничего этого вы у данного автора не найдете. Экспозиции – минимум. Все события по возможности показываются как бы глазами персонажей, и те вещи, которые для них разумеются сами собой, читателю специально пояснять никто не будет. Сперва это создает ощущение дискомфорта, оттого что не понимаешь "кто все эти люди, и что значат все эти термины" - однако все со временем становится понятно из контекста повествования. Интересный литературный прием.

А сама концепция Стражей мне очень понравилась и впечатлила. Тут как нельзя лучше подходит заезженное слово «хтоничность». :) Вот, они именно такие, хтоничные. Гигантские корабли, укомплектованные бессмертными экипажами, ведомые компьютерным интеллектом и опытом тысяч поколений, поддерживающие порядок в обитаемом пространстве с неумолимой и безжалостной эффективностью. Отдельная фишка, лично меня очаровавшая – это имена кораблей, такие как «I Primogenia», «VII Gemina», «XII Fulminata», «XVI Cyrenaica» и т.д.. Позаимствовано понятно-где, и отсылка предельно явная. Но не стоит считать это банальным переносом в стиле «Древний Рим IN SPACE, где звездолеты вместо легионов» - ничего подобного, аллюзии к реальной истории гораздо тоньше, да и созданная автором система политического устройства прямых аналогов в человеческой истории не имеет. Государство без государства, где единственный «общий» институт, все еще скрепляющий империю воедино – это армия, успевшая превратиться в отдельный мир, замкнутый внутри себя. Собственно, каждый корабль-страж – это такая вот отдельная цивилизация, даже между собой они почти никак не контактируют, кроме как на базе и во время боевых операций.

Вообще говоря, интересных идей, образов и сюжетных поворотов в книге настолько много, что запросто хватило бы на целую НФ-эпопею в нескольких частях. События очень плотно "спрессованы", и это можно даже назвать недостатком романа. Возможно, автору действительно стоило растянуть повествование на дилогию или трилогию - а то при чтении временами приходилось натурально возвращаться на несколько страниц назад, чтобы в полной мере осмыслить "что, черт возьми, сейчас произошло?!". К тому же, неимоверное количество деталей остались за кадром, и куча вопросов не получила ответа. Понимаю, что так и было задумано, но так хочется узнать... Как появился Канон? Какая власть создала Стражей, если это были явно не Великие Дома? Как шла война с Ку (они же Квай в русском переводе), как появился и как был разгромлен Ужас Лучезарный? Какова связь между людьми Канона и ветвью человечества из внешнего пространства? Они все происходят с Земли или откуда-то еще (с родиной человечества явно что-то мутное)? В конце концов, что это за "инцидент Энехерренраат", о котором столько раз упоминали, но ни разу не пояснили?

Материала хватило бы на целую фантастическую вселенную, типа "Дюниверса", но не сложилось. А жаль.

Tags: книжки, фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments