iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Конина первой свежести

Внезапно «читнул конанца» на досуге. Как ни странно, раньше вообще ничего не читал про него. Ну то есть совсем – ни самого Говарда, ни продолжателей и эпигонов его. Говарда читал только про Соломона Кейна, но это, как вы понимаете, принципиально иной герой.

Конан хорош. Хорош именно своей аутентичностью и неидеализированностью. Т.е. это не какой-то там борец со злом, каким его изображали в более поздних адапатациях, а сугубый антигерой: оппортунист и авантюрист. Он жесток, временами даже кровожаден, мстит врагам без пощады, в т.ч. весьма изощренными методами - в общем, из тех людей, для которых "убить что высморкаться". Но при этом имеет крайне четкий (хоть и короткий) моральный кодекс, которого никогда не нарушает. Всегда держит слово. Насмерть бьется за тех, кому пообещал свою защиту. Но руководствуется в первую очередь не какими-то высшими идеалами, а своими сугубо земными желаниями: золото, бабы, вино, слава, да даже самосохранение, в конце концов. В процессе достижения этих целей иногда приходится свернуть голову паре-тройке злых колдунов, спасти царство от тирана или сочную девицу с жертвенника, но это уже побочные эффекты. :)

Прочитал пять рассказов и повестей, впечатления ниже:



«Гвозди с красными шляпками»
Весьма мрачная вещь, один из самых атмосферных и гримдарковых рассказов про Конана. В первую очередь, запоминается сеттинг – безжизненные руины огромного города, жалкие остатки некогда процветающей и могучей цивилизации, бесконечная война в темных коридорах без смысла и цели, мрачные тайны подземных катакомб, помнящих тысячи поколений. Практически, постапокалипсис. Из этого рассказа в фильм с Арнольдом попала воительница Валерия из Аквилонии – правда, кроме имени и примерной внешности ничего больше не сохранившая.

«За Черной Рекой»
Конан служит наемным командиром в пограничных войсках Аквилонии, на территории маленькой новой провинции, недавно с трудом отвоеванной аквилонцами у диких зусулов пиктов. На порубежье неспокойно, творится какая-то чертовщина, дикари готовят масштабный набег, а то и еще чего похуже – за Черной рекой каждую ночь горят костры и бьют барабаны. И уж что там происходит, в бескрайних варварских лесах – одним богам известно. Цивилизованным людям ничего хорошего это не сулит – это уж точно.
Мне нравится, как Говард перемешивает заимствования из самых разных исторических эпох и событий. В этом рассказе причудливым образом видятся мотивы и средневековой Англии/Франции, с которых списана Аквилония, и римско-германского пограничья I-II века, и современной автору колониальной экспансии во всяческие «сердца тьмы».
Финальный монолог о цивилизации и варварстве - один из самых цитируемых из Говарда.

«Дочь ледяного гиганта»
Совсем коротенький рассказик. Конан, единственный выживший в кровавой битве местных квази-викингов, валяется при смерти, и к нему приходит странное видение в виде прекрасной девушки. Кем или чем она является и откуда взялась – мы и узнаем из следующих 10 страниц. Можно заметить, что концовка с неоднозначным поворотом в стиле «or was it?» уже тогда была популярна в палп-литературе.

«И родится ведьма»
История про коварный, лукавый восток и дворцовый переворот в маленьком царстве, где королеву свергла родная сестра-колдунья, установив свою жестокую и порочную тиранию на пару с командиром иноземных наемников. Ну и Конан, естественно, посреди всего этого дерьма – будучи на тот момент капитаном дворцовой стражи, он оказался на проигравшей стороне, в результате чего попал в весьма затруднительное положение. В фильм «Конан-варвар» отсюда попала почти дословно перенесенная и очень запоминающаяся сцена с распятием Конана врагами и оставлением его на растерзание стервятникам. А для «Конана-разрушителя» был позаимствован персонаж королевы Тарамис.
Отдельно доставляет малоизвестный факт, что в оригинале там присутствовал такой персонаж, как Ольгерд Владислав из племени козаков с реки Запорожка. В русском переводе (через польский) это оказались Гарет и мунгане, соответственно. Собственно, я против такой отсебятины не возражаю – что для англоязычного читателя экзотично и круто, для славянского – смешно и клюквенно.

«Башня Слона»
Хронологически, это одно из первых приключений Конана. Тут он еще совсем молодой, но уже дерзкий и резкий как несварение желудка. Рассказ крайне незатейлив: Конан, будучи в злачном трактире, прослышал из разговоров местного ворья и отребья про полную сокровищ башню, в которой живет зловещий бессмертный чародей. Ну и, недолго думая, пошел экспроприировать богатенького буржуя. Успешно. При всей простоте истории, читается она с интересом, а развязка может даже немного удивить.
Примечательно, что в рассказе фигурируют[спойлер]космические пришельцы, а Хайбория по ряду мнений косвенно вписана в мир «мифов Ктулху» (учитывая обширную переписку Говарда и Лавкрафта, это вполне возможно)
Tags: книжки, фэнтези
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments