iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Белые рабы: Броненосец «Севастополь» / Weisse Sklaven: Panzerkreuzer «Sebastopol», Германия, 1937


Антикоммунистический пропагандистский фильм о русской революции, снятый в Германии уже при гитлеровском режиме. Довольно невысоких художественных качеств, но любопытен. Картина забавна очевидными попытками скопировать сюжетные приемы из х/ф «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна, только по-другому расставив акценты. Про хороших русских офицеров с одной стороны, и злых, жестоких большевиков с другой стороны.

В свое время фильм был довольно популярен, демонстрировался в широком прокате как в Германии, так и в ряде других стран. В 1939 году был изъят из германского проката по политическим соображениям (пакт М.-Р.), а в 1941 – снова выпущен на экраны под названием «Красные звери».

Узнал про него из статьи Александра Федорова на кино-театр.ру про нацистские фильмы на русскую тему:
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/2859/

Фрагмент, касающийся непосредственно данного фильма, процитирую:

Являясь продуктом массовой/популярной культуры, нацистские фильмы на русскую тему опираются на фольклорные и мифологические источники, в том числе на традиционные представления Западного мира о «загадочной русской душе».
В этом отношении интересен фильм Карла Антона (1898-1979) под красноречивым названием «Броненосец «Севастополь» - Белые рабы» (1937), в котором отчетливо использован блестяще созданный Сергеем Эйзенштейном миф о восставшем «Броненосце «Потемкине» (1925).
Что вовсе не случайно, так как еще в 1933 году на встрече с немецкими кинематографистами тогдашний руководитель ведомства культуры министр Й.Геббельс о фильме «Броненосец «Потемкин» сказал буквально следующее: «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не тверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это еще раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами» [цит. по: Васильченко, 2010, с.5]. Таким образом, это был своего рода госзаказ на создание нацистского аналога фильму С.Эйзенштейна.
И в 1937 году этот заказ был выполнен К.Антоном. В фильме «Броненосец «Севастополь» - Белые рабы» на корабле, как и у С.Эйзенштейна, тоже восставали матросы. Но это событие было подано с противоположным знаком – восстание на «Броненосце «Севастополь» поднимают злобные и жестокое большевики, которые убивают благородных офицеров, священников, насилуют женщин, жгут православные иконы… Но, слава Богу, находится русский офицер, граф Константин Волков, который собирает настоящих, преданных России моряков, разоружает мятежников и освобождает пленных. В финале фильма граф Волков произносит концептуальную фразу «Броненосца «Севастополь»: «Эта беда касается не только России. Враги цивилизации должны быть уничтожены. Борьба продолжается!». А затем его мысль продолжает кто-то из соратников: «Народы пока не замечают этой опасности…».


Кроме того, в английской википедии есть подробный пересказ сюжета, если кому интересно:
https://en.wikipedia.org/wiki/White_Slaves_%28film%29

Ну и пара постеров и афиш альтернативных:






Tags: 1930s, кино, милитаризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments