Может я ошибаюсь, но выскажу предположение, что этот фильм Романа Полански стал первым настоящим нео-нуаром - фильмом, активно и целенаправленно использующим стилистические и сюжетные приемы классических картин в этом жанре. Тем более, что само представление о нуаре как о полноценном жанре со своими правилами и традициями появилось только незадолго до этого времени, ровно как и широкое распространение самого термина "noir" в англоязычных публикациях кинокритиков.
Очень-очень мрачное и депрессивное кино - я даже сам не ожидал, насколько тут все будет невесело. Нет, нуар, разумеется, сам по себе не располагает к "благотворению воздусей", но все же в большинстве представителей жанра все таки встречается хоть какой-то, хоть малейший проблеск оптимизма. Либо герои - сами с изрядной гнильцой внутри, и получают в итоге то, что в той или иной степени заслужили. Но когда зло торжествует, когда правды не найти нигде, когда "хороший парень", честный сыщик, ни черта не может сделать, когда всем вокруг плевать ("Забудь, Джейк. Это Чайнатаун.") - на душе становится исключительно тоскливо. Не преувеличу, если скажу, что один из самых мрачных финалов в кинематографе, при том, что 70-ые годы в американском кино вообще были более чем богаты на депрессию и меланхолию.
Великолепный Джек Николсон на пике актерской формы. Фэй Данауэй как само воплощение женственности и элегантности. И Джон Хьюстон (да, тот самый, режиссер чертовой тучи классики) в роли полу-безумного магната, который уже и сам не знает, зачем он продолжает жить и разрушать чужие жизни.
Одна из лучших картин десятилетия, наравне с "Крестным отцом" и "Апокалипсисом сегодня".