iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Category:

Сатана, СССР, 1990


На днях в очередной раз обмазался перестроечным кинцом. Результатом удовлетворен. :) На самом деле это исключительно интересная эпоха в отечественном кинематографе (и начало 90-ых частично тоже к ней относится), когда снимать было можно буквально ВСЁ, ввиду отсутствия каких-либо внешних и внутренних ограничений. Ни до, ни после ничего такого не было, и данный феномен породил массу интересных произведений искусства (как и массу всякого мусора, но это естественно).

Ну так вот. Фильм, на мой взгляд, замечательный – но не для каждого. На верхнем уровне восприятия – это довольно простенький чернушный детектив (в очень широком толковании данного жанра), хоть и атмосферный и жутковатый. По мотивам повести Аркадия Вайнера «Нелюдь»: история о похищении ребенка влиятельной чиновницы и последующих событиях в жизни нескольких причастных к этому делу лиц. Любопытно, что ровно в том же году эта книга была экранизирована еще раз, только под исходным названием и более близко к тексту. Здесь же от литературной основы по сути взят только общий костяк сюжета, а в остальном это полностью самостоятельное произведение. Виктор Аристов - очень хороший, хоть и не особенно известный режиссер, которого уже за один только "Порох" можно уважать.

Фильм мрачный и весьма жестокий, но при этом в нем практически ничего «такого» не показывают. Да, есть там и убийства, и изнасилования, и всякие другие гадости, но снято все настолько скромно и как-то даже застенчиво, насколько это вообще возможно, без какого-либо смакования жестокости. А – все-равно жуть пробирает. Виталик в исполнении Сергея Куприянова получился настолько обыденно-инфернальным персонажем, что его даже ненавидеть невозможно – только молча смотреть и охуевать от того, что он безнаказанно вытворяет. Мотивация протагониста при этом прописана очень в стиле Достоевского. Он сам по ходу сюжета не раз откровенничает о своих мотивах, но постоянно путается в показаниях: то говорит, что все ради денег, то ради любви, в которой он признается всем встречным-поперечным. А между тем, мотив совсем иной – просто скучно стало влачить это бессмысленное существование. И захотелось совершить поступок – смелый и решительный. Ну и совершил, аж целую череду смелых поступков. Остался при этом абсолютным ничтожеством, но понял, что вот так - можно.  Можно просто потому, что нет никого, кто тебе помешает.

Что касается метафорической части и социального подтекста фильма… Вот есть такое расхожее клише «фильм-приговор тому-то и тому-то» - здесь оно очень уместно. Действительно, как нельзя более точно уловили и показали всю суть поздне-советской системы, и то, что с ней на тот момент уже происходило. Ну и что будет дальше, да: какие персонажи вскоре станут хозяевами жизни на останках этого апатичного и бессильного общества, неспособного им противостоять. Кстати, это вообще в фильме ключевой момент – абсолютно все, что делает главный герой, ему удается именно потому, что никто не решается дать отпор. Вся эта вакханалия почти карикатурного зла и насилия могла быть остановлена на любом этапе, если бы хоть кто-то из действующих лиц хоть как-то попытался злодея остановить. Но у всех есть разные (несомненно, очень веские) причины этого не делать. Результат понятен.

А самое главное - Виталик, вопреки названию фильма, не выглядит каким-то потусторонним монстром, ниспосланным терроризировать мир нормальных людей. Напротив - он-то как раз абсолютно органическая часть этого мира, закономерный продукт его развития. Когда кругом царит лицемерие и продажность, алчность и раболепие, то ничего другого на этой почве вырасти и не может - просто кто-то делает логичный следующий шаг, ибо... ну а почему нет, в самом-то деле? 


И да, если кто попытается сказать, мол "ну это ж был le sovoque, а у нас-то все не так" - гоните его и насмехайтесь над ним.

P.S. Вот в этом видео утверждается, что съемки велись в Ростове-На-Дону. Не был там, проверить не могу. Но виды и пейзажи интересные, в основном за счет колорита эпохи:
Отдельно обратите внимание на звучащую фоном в одной из сцен легендарную песенку ВИА "Волосатое Стекло" под названием "Сиськи в тесте". Умилительно. ^_^




































































Tags: 1990s, видео, кадронарезательная машинка, кино, наше кино, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments