iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Category:

Чернобыль (2019)



Намедни досмотрел новый минисериал про известные события. Уже довольно популярный, надо заметить, и почти наверняка в перспективе «культовый». Впечатления скорее положительные, но неоднозначные.

Начнем с хорошего.
Как художественное произведение сделано превосходно. Очень сильная драматургия, хорошие актерские работы. Где надо – душераздирающе, где надо – пронзительно, где надо - страшно. Причем страшно временами очень сильно, некоторые сцены наполняют ощущением какого-то лавкрафтианского вселенского ужаса.

Оценить работу декораторов, реквизиторов и костюмеров иначе как великолепную просто невозможно. Интерьеры, машины, одежда, предметы быта – все отлично. Антураж проработан на высочайшем уровне для американского кино, да и по меркам современного российского, кстати, тоже – у нас, когда снимают про Le Sovoque, то клюквы как бы не побольше допускают.

В целом правильная, на мой взгляд, идейно-смысловая нагрузка фильма и оценка событий. Что бы там кто ни говорил. Да, это мрачное и тяжелое кино, которое психологически тяжело смотреть, но это не чернуха. Не только история о человеческих ошибках, лжи и очковтирательстве, приведших к страшной трагедии, но и история о героизме, мужестве, смелости, самопожертвовании и профессионализме.



А теперь про негативные моменты:

Если внешний антураж выше всяких похвал, то по фактологии очень много отсебятины и вымысла в угоду драматизму. И порой прорывается таки самая что ни на есть отборная клюква. В каких-то мелких сценах в основном, но тем сильнее она царапает на общем фоне. Причем, что самое прискорбное, это абсолютно ничем не продиктованная, просто ненужная клюква, которая выглядит совершенно чужеродно.

Вот казалось бы, идет такой-то реализм, внимание к деталям, полное погружение в эпоху (хоть и говорят все по-английски), и тут бац – пять минут каких-то жутких безграмотных штампов, где злобное КаГеБе, apparatchiks, министр ходит с конвоем автоматчиков, голые шахтеры, другой министр грозится кого-то расстрелять и т.п. Сюда же и странная расстановка акцентов, посмертное обгаживание Анатолия Дятлова (за що??), композитный вездесущий персонаж Эмили Уотсон от лица всей советской науки (не могли 2-3 хотя бы сделать?), и прочий тупизм. Может, я слишком многого хочу от фильма, ориентированного на зарубежную аудиторию, но это невозможно игнорировать и оставлять без справедливого осуждения.

Кроме того, очень уж заметны цитаты из книжки Алексиевич "Чернобыльская молитва". Собственно, самая ударная и эмоциональная слезовыжималка – это как раз экранизация историй оттуда. Не очень люблю такой стиль, который иногда называют метким термином misery porn. Но тут, чередуясь с «глобальной» и «детективной» сюжетными линиями, это смотрится достаточно терпимо.

См.также другие художественные фильмы на эту тему для сравнения:
Распад (1990)
Чернобыль: Последнее предупреждение (1991)
В субботу (2011)
Мотыльки (2013)
Tags: сериалы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments