- Кто ты?
- Это неважно.
- Что тебе надо?
- Убить тебя.
Ну что ж, наконец я добрался до фильма, которому обязан данным "нуарным" юзерпиком. Криминальный триллер Жан-Пьера Мельвиля о нескольких днях из жизни наемного убийцы является классикой и одним из столпов жанра "поляр" (polar) - французских криминально-полицейских остросюжетных фильмов, которые при всей схожести с американским нуаром, имеют все же ряд характерных отличительных черт.
Профессиональный киллер Джеф Костелло выполняет заказ на убийство некоего бизнесмена, после чего вынужден скрываться одновременно от полиции и от заказчиков, решивших избавиться от ставшего ненужным исполнителя. Собственно, это и есть весь сюжет. Игра в прятки-догонялки в каменных джунглях, конечно, интересна, но главное здесь - уникальная атмосфера.
Фильм исключительно холодный, мрачный и немногословный - под стать главному герою. Ален Делон создал очень запоминающийся образ молчаливого убийцы-профи с абсолютно непроницаемым выражением лица, словно маска скрывающем любые эмоции (если у него вообще остались хоть какие-то чувства, что вовсе не факт). Он тщательно планирует наперед все операции, аккуратно продумывая каждое действие, предусматривая каждую деталь, готовясь к любым неожиданностям - с безукоризненным спокойствием, без малейших признаков нервозности, как хорошо отлаженный механизм. Он следует определенному "кодексу чести" и приниципам в своей работе (из-за чего его, возможно, и сравнивают с самураем), но на самом деле не служит никому, кроме самого себя. И это добровольное одиночество, полная отчужденность от окружающих людей не могут не сказаться на поведении. Лучше и точнее всего выражает суть этого героя эпиграф:
Никто не бывает так одинок, как самурай. Разве что тигр в джунглях...
Несколько кадров:

