Третий фильм Линча из увиденных за последнее время. Впечатление он произвел, в целом, не такое сильное, как его более поздние работы - "Малхолланд Драйв" и "Шоссе в никуда". Тем не менее, принимая во внимание, что это первый фильм, снятый Линчем в своей фирменной сюрреалистической стилистике (не считая ранней "Головы-ластика", которую я не видел), то стоит отдать ему должное. Наличие вполне связного и цельного сюжета стало даже в некотором роде сюрпризом - после головоломных дебрей вышеупомянутых картин смотреть было на удивление легко и просто. Но это вовсе не значит, что фильм как таковой "прост" - тут не то что двойное дно, а просто таки бесконечная матрешка с туевой кучей слоев.
На поверхности - расследование молодого паренька (Кайл Маклахлен, ставший мне в последнее время как родной по понятным причинам :) ), вскрывающего темные и неприглядные стороны жизни своего родного городка и его противостояние с местным наркоторговцем-садистом (Дэннис Хоппер), который регулярно повергает жестоким издевательствам певицу кабаре (Изабелла Росселлини). Детективный сюжет, словно взятый из какого-нибудь палп-фикшн-романа, скрывает под собой с десяток, если не больше различных аллегорий, метафор и всевозможных подтекстов. Тут замешаны и фрейдизм с эдиповым комплексом главгероя и другими психокопаниями. И часто повторяющийся у Линча прием с раскрытием мрачной и грязной изнанки кажущегося спокойным и идеально-дружелюбным маленького городка - что ярче всего показывает вступительная сцена со спуском камеры с залитой солнцем чистенькой улицы, будто сошедшей с открытки, под землю, в гнездо копошащихся мерзких жуков-могильщиков. Пролеты камеры через отрезанное ухо тоже запоминаются надолго - мощный образ.
Алсо, Красные Занавески, периодически мелькающие в кадре видимо значат что-то важное (так как у Линча и в других работах то и дело появляются).