
Американская "производственная драма" 1955 года о пилотах стратегических бомбардировщиков. Вообще, эту вещь столь же трудо назвать художественным фильмом, сколь трудно назвать таковым какой-нибудь выпуск киножурнала "Советский воин". Хорошая, добротная, качественная видео-агитка на тему "какие геройские парни служат в стратегической авиации, как они героически стоят на страже мира, свободы и независимости капиталистического отечества и готовы дать отпор любому агрессору". Любой агрессор ни разу напрямую не называется (неожиданно дипломатично), но всем все понятно.
Главное, и практически единственное достоинство - уникальные воздушные и аэродромные съемки, запечатлевшие стратегические бомбардировщики В-36 и В-47. Для шестимоторного гиганта В-36 - это и вовсе единственное появление на большом экране за всю историю: на момент съемок этот воздушный линкор, крупнейший в мире, и одновременно последний в мире серийный поршневой стратег, уже выводился из состава боевых авиасоединений.
В любой истории все же должен быть конфликт - тут его наиболее интересным проявлением является реакция мобилизованного летного состава на получение повестки. Тут все неожиданно реалистично показано. Дело в том, что в начале-середине 50-ых действительно из резерва были призваны многие офицеры-запасники бомбардировочной специальности, имевшие боевой опыт Второй Мировой, для занятия должностей в растущем Стратегическом Авиакомандовании (SAC). Нетрудно представить реакцию этих 30-40-летних мужиков в звании от капитана до полковника на перспективу провести следующие 2 года, болтаясь в ероплане где-нибудь над Гренландией: "Да они совсем там охренели! Я им что, пацан? У меня работа, у меня семья! Я что, это все брошу? Я отдал свой долг сполна в 45-ом, какого лешего им еще от меня надо?!" Но в финале, разумеется, все несознательные летуны проникаются идеями патриотизма и верно служат советс... Дяде Сэму, в общем. Некоторые даже решают продлить контракт и остаться служить в ВВС до пенсии (платили в SAC, кстати, действительно вполне прилично, но и не вернуться из вылета шансы были вполне реальными - что тоже отражено).
И еще одна крайне интересная деталь. Джеймс Стюарт, исполнитель главной роли, столь убедителен не только благодаря актерскому мастерству. Дело в том, что он был реальным пилотом-бомбардировщиком, ветераном Второй Мировой. Летал еще с середины 30-ых на частном самолете, в 1941, будучи уже известным актером, вступил в ВВС в звании младшего лейтенанта, два года был летным инструктором на В-17 и благодаря внушительному опыту быстро дослужился до майора, затем по собственной просьбе переведен в Европу на должность командира эскадрильи В-24 "Либерейторов", совершил 20 официальных боевых вылетов на бомбежку Германии и еще неизвестное количество неучтенных. После войны, вернувшись к актерской карьере, находился в "активном резерве", будучи, как и его персонаж, полковником запаса на момент съемок данного фильма, а в 1959 повышен до бригадного генерала. В 1966 летал на В-52 на бомбардировку целей во Вьетнаме в качестве наблюдателя. Тем не менее, всю жизнь старался не придавать особой огласке свою военную службу, никогда не пытался сделать на ней дополнительную популярность. Я, что называется, в полном восхищении - матерый человечище, в наши дни таких актеров в голливуде не водится.
Немного скринов:
By zombie1stclass at 2010-04-24
By zombie1stclass at 2010-04-24
By zombie1stclass at 2010-04-24
By zombie1stclass at 2010-04-24
By zombie1stclass at 2010-04-24