Откуда есть пошел жанр слэшера. Основоположник, первый полноценный фильм этого направления, содержащий все необходимые штампы и тропы (во многом и создавший некоторые из них). Ну, так считается, по крайней мере.
Но я бы не хотел на этом заострять внимание – а скажу одну простую вещь.
Это очень страшный фильм. В отличие от многих своих собратьев по жанру типа «маньяк с тесаком против подростков», которые хорошо смотрятся под попкорн и пивас, с веселым отсчетом жертв и яростным болением за маньяка. Не то здесь. «Хэллоуин» - кино, без дураков, жуткое, пугающее, с очень неуютной, тревожной атмосферой от первого до последнего кадра. И тому лишь способствует тот факт, насколько оно сдержанное по части крови и обнаженки (двух столпов слэшера, на минуточку). Мало кто это осознает, но оригинальный «Хэллоуин» Карпентера – практически бескровный фильм. Все убийства (каковых, кстати, довольно мало) относительно реалистичны, скоротечны и практически не сопровождаются каким-либо смакованием «мясных» эффектов.
Это по духу и по сути своей - совершенно классический триллер старой школы, где 2/3 хронометража посвящены экспозиции, знакомству с персонажами и нагнетанию напряжения. Обычный осенний день, обычный городок, но что-то смутно не так - и мы-то, в отличие от большинства персонажей, прекрасно знаем, что. И кто там мелькает то и дело на заднем плане - тоже представляем. И последние полчаса – непрерывная борьба за выживание, ужас и учащенный пульс. Именно такую схему в хорроре я лично считаю наиболее удачной и эффектной в принципе. Однако, уже там, в первой части, были заложены элементы мифологии о Майкле Майерсе, которые получили развитие в сиквелах. Всем странностям можно, конечно, найти рациональное объяснение, но вообще фильм довольно явно намекает, что Майкл Майерс - не вполне человек даже, а некая злая потусторонняя сущность. По крайней мере, если верить доктору Лумису.
И отдельно отмечу, что не менее половины эффекта можно приписать гениальной в своей простоте музыке Карпентера. Очень незатейливые композиции – но насколько же они нервирующие!