В случайных поисках «чего бы для разнообразия посмотреть», перебирал папку давно скачанного на винте. Как раз незадолго до этого пересмотрел классический фильм Хичкока – и подумал, почему бы не взяться за сериал? И знаете что... Я, кажется, нашел свое любимое шоу на этот год. Сериал с первых минут невероятно увлек, хоть и оказался не совсем тем, чего я ждал. Чего именно я ждал – сам толком не знаю, если честно. Наверное, что это будет прям вот тупо приквел «Психоза», и ничего лишнего. А тут и приквел – вовсе не простой, и «лишнего» - много. Чему я весьма рад!
На самом деле, даже больше скажу – на данный момент (я на начале 2 сезона сейчас) сериал выглядит даже не триллером про юные годы маньяка, а одним из представителей жанра, который я лично называю «современная твинпиксовщина». Ну вы знаете – маленький городок, который куда мрачнее, чем кажется на первый взгляд, и где у всех жителей без исключения есть какие-то мрачные тайны. Соответственно, в обязательном порядке присутствует коллекция персонажей из разных социальных групп, объединенных сложной переплетенной сетью взаимоотношений разного рода. Вот в этот типичный жанровый рисунок и вписываются (пытаются вписаться) Норма Бейтс и ее сын Норман, чужаки с другого конца страны, купившие за бесценок дом и мотель на краю объездной дороги. Действие перенесено в наши дни, что я категорически одобряю. История, по большому счету, лежит вне времени – и привязываться к ретро-эпохе было бы бессмысленным выпендрежем и лишним поводом для придирок.
Пожалуй, главным достоинством сериала, основным крючком, на который меня поймали – стали исполнители главных ролей. Они офигенны, заявляю со всей ответственностью! Фредди Хаймор даже интонации и кое-какие манеры Энтони Перкинса достоверно копирует (но вместе с тем это не выглядит обезьянничанием - вполне самобытное исполнение культовой роли). А уж Вера Фармига - вообще удивительная, потрясающая актриса. Тащусь от нее – вот уж где в каждом жесте, в каждом выражении лица какие-то эмоции читаются, порой вообще без слов столько ей удается сказать... Очень круто. Конечно, не такой я представлял себе Норму Бейтс, мягко говоря – и данная версия этому персонажу очень сильно польстила. Но это и прекрасно! Именно такой и должна быть творческая интерпретация классики, с иной расстановкой акцентов. Норма в сериале совсем не кажется той жестокой и властной женщиной, о которой можно было составить впечатление по фильму. Она выглядит слабой, уязвимой, но отчаянно пытающейся сохранить хотя бы иллюзию контроля над своей жизнью. По правде говоря, именно Норма в этих сериях представляется главной героиней и центром истории. И ее чертовски жалко, невзирая на все ее неумные решения и опрометчивые поступки. Ну старается она, старается как может сделать как лучше, и защитить от жестокого мира и себя, и своего сына, и другого непутевого сына тоже - только раз за разом возникают обстоятельства необоримой силы, которые делают скверную ситуацию ужасной, а ужасную - катастрофической. Но в то же время, реалистично, совем не карикатурно показана эта безоговорочная материнская сверх-любовь и сверх-забота, которая со временем приобретает нездоровый оттенок, удушает и подавляет - и когда-нибудь приведет, как мы знаем, к трагическим последствиям.
Да, понятно, что «финал немного предсказуем». Как ни крути, пусть и весьма вольный и условный, но это все-таки приквел – а потому мы имеем представление, хоть и в общих чертах, где окажутся в конце сериала как минимум некоторые из персонажей. Это придает действу немного печальный оттенок с самого начала – но ничуть не мешает наслаждаться развитием событий и игрой актеров. При всем гримдарке (а уже в первых 10 сериях происходит много всякой жести), нашлось место и юмору, и милоте и теплоте. Не буду ничего спойлить - это те моменты, ради которых, в том числе и стоит такие вещи смотреть.
Вот это немедленно сохранил в папку "на случай важных переговоров".