
Фильм Сэмуэля Фуллера относится к подкатегории "шпионского нуара", где вместо традиционных криминально-гангстерских страстей фигурируют государственные секреты, агенты спецслужб, коварные шпиёны из КаГеБе, а также завербованные ими американские жулики. Что забавно, такого типа фильмы снимали и у нас в СССР, в 50-ые - 60-ые - только, разумеется, с соответствующими поправками и сменой знаков. Между прочим, это одна из немногих точек пересечения отечественного кинематографа со столь несвойственным ему жанром. Впрочем, я удаляюсь от темы - еще немного о "советском нуаре" есть здесь.
А что касается данного фильма, то он в меру приятный, но на шедевр все же не тянет, как по мне. Впечатление сильно испортила абсолютно идиотичная концовка - впрочем, вряд ли фильм 53-его года, в котором на должности штатных злодеев орудовали коммунисты, мог окончиться по-другому. Помимо этого досадного факта, все на очень высоком уровне - простой, но достаточно итересный сюжет, отличные актерские работы, впечатляющее использование необычных углов камеры и закадровых звуков, ни одного положительного персонажа (кроме, пожалуй, дубового контрразведчика), цинично-депрессивный взгляд на жизнь. Так что вор-карманник и бывшая проститутка в качестве условных протагонистов смотрятся тут вполне к месту.
Особо отмечу скрытый пинок маккартизму и антикоммунистической истерии:
- Что ты знаешь о коммунистах?
- По правде говоря... э-э, ничего. Но я точно знаю, что я их терпеть не могу.
Отражает тогдашние настроения в американском обществе как нельзя точно.