iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Кино. "Сальвадор", "Система безопасности", "Шоссе смерти"

"Сальвадор" (Salvador), США, 1986

Этот фильм Оливера Стоуна, вышедший на экраны в 1986 году, к сожалению всегда оставался в тени другого шедевра этого режиссера - картины "Взвод", увидевшей свет на несколько месяцев позже. А фильм, на мой взгляд, не менее сильный. Американский журналист Ричард Бойл, побывавший во многих горячих точках мира, отправляется со своим другом Доктором Роком в центральноамериканскую республику Сальвадор чтобы сделать репортаж об идущих в стране боевых действиях между правительственными войсками и партизанами Фронта Национального Освобождения, ну и заодно просто приятно провести время в столице (ему уже доводилось бывать там несколько лет назад, когда все еще было более-менее спокойно). Но страна неузнаваемо изменилась - вместо вялотекущей партизанщины в Сальвадоре идет жесточайшая гражданская война: то и дело происходят теракты и вылазки повтанцев, солдаты расстреливают на месте всех у кого не окажется с собой документов, про-правительственные вооруженные формирования, больше напоминающие бандитские шайки, безнаказанно творят любое беззаконие с попустительства властей. Правящая военная хунта жестоко подавляет любые проявления протеста простых граждан, а представители США в стране закрывают глаза на все это.
Фильм отличает, как и большинство работ Стоуна, крайне четкая политическая позиция режиссера, которую он стремится донести до зрителя. Здесь - это страстное и очень злое обличение внешней политики США в Латинской Америке. "Вы обучаете их в ваших военных академиях - этих ублюдков, таких как майор Макс. Потому что они не коммунисты. Вы снабжаете их оружием и деньгами. Потому что они не коммунисты. Вы позволяете им убивать, насиловать и грабить свой народ. Потому что они не коммунисты. И теперь ваши прикормленные репортеришки рассказывают всему миру, какой классный парень этот майор Макс и его ребята. Угадайте почему? Потому что они не коммунисты, ведь этого достаточно."
Джеймс Вудс в главной роли просто великолепен - Актер с большой буквы. Очень жаль, что не получил Оскара-1986, хотя и номинировался за лучшую мужскую роль. По-моему, более чем заслужил.
Все эти ужасы гражданской войны показаны крайне реалистично и жутко, чего стоит только сцена, где нам показывают огромный котлован на окраине города, куда скидывают трупы тысяч людей, схваченных прямо на улицах и расстрелянных в застенках тайной полиции. Из современных фильмов на сходные темы, пожалуй, только "Спаситель" про Югославию да, отчасти, "Кровавый алмаз" про Сьерра-Леоне могут потягаться с "Сальвадором".


"Система безопасности" (Fail Safe), США, 1964

Вообще, название этого фильма было бы правильнее перевести как "Защита от сбоев/непола док", ну да ладно. Мощнейший военно- политический триллер/драма от Сиднея Люмета. В результате ошибки компьютера в командном центре САК, авиагруппа из шести стратегических бомбардиров щиков, вооруженных термоядерными бомбами, получает приказ атаковать Москву. По невероятной случайности, одновременно с этим советская армия испытывает вблизи от гос.границы новейшее устройство по постановке радио-помех, из- за которого американцы оказались не в состоянии связаться с бомбардиров щиками по радио и отозвать их. Президент США (его играет Генри Фонда) вступает в прямые переговоры по телефону с советским генеральным секретарем, пытаясь убедить его в том, что происшедшее - лишь случайность, в то время как военные в советском и американском генеральных штабах, преодолевая взаимное недоверие, прилагают все усилия дабы предотвратить катастрофу. А командир авиагруппы, уверенный что война уже началась, делает все от него зависящее, чтобы выполнить боевую задачу.
Явные параллели с фильмом Кубрика "Доктор Стрейнджлав", конечно прослеживаются - сюжет практически идентичен, только в Fail Safe отсутствует кубриковская сатира и подчеркнутая абсурдность ситуации. Этот фильм убийственно серьезен и мрачен, и по- моему, это идет ему на пользу. Не берусь судить, насколько реально было такое развитие событий в то время, но мне большая часть сюжета показалась крайне реалистичной. Финал - страшный, реально страшный. Перед каким выбором там оказался президент - это, возможно, самый страшный выбор что может стоять перед человеком. Многие, вероятно, просто не смогут жить после такого, как генерал, исполнивший финальный приказ, сразу же проглотил капсулу с ядом.
Когда пошли завершающие титры, я некоторое время сидел неподвижно, глядя на черный фон с названием фильма, настолько сильное и тягостное впечатление он на меня произвел.
Интересная деталь - в этой картине нет музыкального сопровождения - вообще отсутствует какая-либо музыка - но при просмотре это совершенно незаметно, я обнаружил сей факт, лишь заглянув в IMDB. Интересна также использованная техника - в Докторе Стрейнджлаве фигурировал В- 52, здесь же упоминается несуществую щий бомбардировщик Vindicator (название, характерное скорее для британского бомбера, они часто начинались на букву V) однако по краткому описанию и задействован ным в фильме сценам из документальных съемок USAF понятно, что под ним подразумевается сверхзвуковой бомбардировщик В-58.

"Шоссе смерти" (Highwaymen), США, 2003

Неплохой дорожный триллер, снятый Робертом Хармоном, режиссером "Попутчика" - одного из лучших фильмов в этом жанре. Но не стоит слишком обольщаться - конечно, это не "Попутчик", и этот факт надо сразу иметь в виду. Ни по атмосферности, ни по сюжету, ни по ужасняцким сценам это кино не дотягивает до того шедевра 80-ых. Просто добротный, в меру напряженный отстросюжетный фильм.
Глав.герой преследует по всей стране своего заклятого врага - маньяка, убившего его жену. Маньяк довольно необычный - орудием убийства ему служит его автомобиль, которым он давит насмерть своих жертв - все выглядит как обычный наезд на пешехода, каких происходят сотни каждый день, полиция будет искать максимум пьяного водителя, скрывшегося с места аварии, никому и в голову не придет, что это преднамеренное убийство. Несколько лет назад ГГ почти удалось настичь злодея, в результате аварии тот получил тяжелые травмы, оставшись без одной руки и с парализованными ногами. Однако маньяк оказался на редкость живучим и упорным - он соорудил себе специальные протезы, а также капитально переоборудовал свою машину, сделав ее практически "продолжением своего тела", и вновь начал убивать, с еще большей частотой. И герой снова вынужден колесить за ним по пятам через все штаты. Но однажды убийца промахнулся - одна из его жертв чудом осталась в живых, и ее вскоре нашел ГГ. Участь этой девушки незавидна - теперь ей придется спасаться как от маньяка, который привык доводить начатое дело до конца, так и от мстителя, который тоже отнюдь не благородный супермен, и без раздумий готов использовать ее как приманку для своего кровного врага.
Смотрится очень бодро, машинки классные (хоть я и не большой любитель "мощных тачек"), действие не провисает ни разу. Порадовала Рона Митра, которой крайне хорошо удались роли крутых экшен-героинь в "Судном Дне" и "Другом Мире-3". Здесь же она, несмотря на тоже некоторую экшен-направленность фильма, выглядела очень мило и женственно. Актер, сыгравший мстителя, к моему удивлению, как оказалось, позднее исполнил роль Иисуса в фильме "Страсти Христовы" Мела Гибсона. Кто бы мог подумать... Маньяк тоже неплох, хоть и появляется "вживую" только ближе к финалу, но голос у него такой вполне... маньячный.
Tags: 1960s, 1980s, 2000s, кино, милитаризм, обзор, хоррор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments