iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Category:

Watchmen

1-1


Вот так вот внезапно, я прочел эпическое творение Алана нашего Мура. Давно уже к нему подбирался, специально не стал смотреть экранизацию, дабы не портить себе впечатление - и вот, наконец, созрел. Должен признать - вещь абсолютно замечательная во всех отношениях. Осмелюсь даже сказать, что это одно из лучших художественных произведений, что я читал за последние несколько лет - причем из числа как графической, так и "традиционной" текстовой литературы. Да, не больше, не меньше - it's that good.

Доводилось не раз слышать, что это просто "деконструкция супергероики" - и всё. Мне кажется, такой взгляд слишком однобок и довольно далек от истины - да, тут есть элементы деконструкции любимого мною жанра "графических историй про костюмированных борцов со злом", и более того - одна из первых попыток представить существование суперегероев в относительно реалистичном мире. Но при всем при том, это лишь одна, и даже не самая интересная сюжетная линия книги - тут смешано воедино столько всего, что просто невозможно однозначно выделить одну центральную тему. Рвет все шаблоны и рамки всех жанров.




Пресловутые "супергерои" (которые совсем не "супер" и не всегда "герои"), а также: политика, холодная война, атомная угроза, альтернативная история, вьетнамский синдром, постмодернизм, переработанные ницшеанские идеи о "сверхчеловеке", дикое количество отсылок и намеков на разнообразнейшие явления культуры и новейшей истории... Все это, к тому же, требует от читателя определенной степени знакомства как с историей американского общества и массовой культуры, так и с историей развития супергеройских комиксов на протяжении 40-ых - 80-ых. Я вот, честно признаюсь, уверен, что часть имеющихся в ряде сцен подтекстов определенно от меня ускользнула - хоть я и довольно неплохо ориентируюсь в этой тематике.



И еще более невообразимое число перекрестных ссылок, взаимосвязей и параллелей между разными сюжетными линиями, от главных до совершенно ни на что не влияющих второстепенных. И сразу несколько "книг в книге" (отрывки из "Under the Hood" и пр.), и даже один "комикс в комиксе" (про Черную Шхуну). И зашкаливающий уровень символизма. И куча мелких деталей, которые хочется разглядывать, ни упуская ни одного газетного заголовка и ни одной рекламной вывески (художник Дейв Гиббонс - очень силён!).

К тому, что будет мрачно, депрессивно и беспросветно, я морально был готов - но все равно по мозгам дало будь-здоров-как. Жестокая книга, очень - причем без всякого, знаете ли, искуственного нагнетания "чернухи" (нагнать мракоты - как раз большого таланта не надо). Просто жизнь как она есть, местами немного гротескно - но не менее реалистично. Как говорил инфернальный пират, персонаж одной из историй-в-истории: "Мое пристанище - жестокий и страшный мир, мир, подобный аду... Но так ли он непохож на твой мир, читатель?" (недословно и не так поэтично, как в оригинале).



Ну и, что каждая вторая строчка достойна занесения в цитатник, тоже говорить не стоит, полагаю. Помимо самых замыленных фраз, особенно приевшихся после выхода фильма ("35 минут назад" и прочие почти-мемы, которые цитируют все кому не лень), мне понравилось вот это:

- Я помню, Вейдт как-то говорил, что древние египтяне рассматривали смерть как своего рода духовное путешествие...
- Угу, звучит неплохо... Если ты едешь первым классом, с фараонами. Но большинство из нас, судя по всему, отправляется в этот путь в багажном отделении.


Адриан Вейдт, кстати, на мой скромный взгляд - наиболее впечатляющая фигура из всех основных персонажей. Да, трудно назвать его положительным (а есть ли тут таковые вообще?), но по крайней мере, он сильнее всех своих "коллег" приблизился к истинному статусу "Героя". Героя, с большой буквы. Героя как в современном, так и в самом что ни на есть изначальном, античном смысле. Он не стал Богом, как Джон Остерман, не превратился в отрешенное от мелочной человеческой суеты сверхсущество. Однако уже однозначно вышел за рамки "простого человека". Все же, как ни крути, а его план сработал и цель его жизни была достигнута - и в долгосрочной перспективе тоже (я надеюсь). Финалом удовлетворен чуть более чем полностью.

З.Ы. Роршах - совершенно невменяемый right-wing nutjob с черно-белой картиной мира, потерявший всякую связь с реальностью. Дизентегрирован был вполне справедливо. Сильно подозреваю, что причина популярности персонажа в хорошем актере, изобразившем его в фильме - так что экранизацию я в любом случае очень скоро оценю обязательно.


З.З.Ы. On a lighter note, еще одна эпик-цитата:

- Я искала там прикуриватель...
- Лори, я вообще-то не курю. Это был огнемет.


Tags: dc, комиксы, фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments