Очень тяжелое впечатление оставил этот фильм о первых послевоенных днях в Германии. В частности, очень длинная сцена, когда советские солдаты бродят ночью по заброшенному концлагерю и в недоумении осматривают какое-то странное здание
"- смотри какие тут стены толстые!
- Печи какие-то стоят, как на заводе...
- Интересно, а вот эти отверстия в стенах зачем?"
Жутко как-то и не по себе мне было от этого их абсолютно достоверного непонимания - для ЧЕГО служили эти сооружения.
Вот такая тихая и неспешная сцена производит эффект не меньший, чем "Иди и смотри" и "Список Шиндлера" со всеми их ужасами.
Вообще удивительный фильм - такое ощущение было, что смотрю документалистику. Не воспринимается он абсолютно как художественный вымысел. Словно такое вот окно открывается, и ты наблюдаешь сквозь него за обычными, ничем, казалось бы, не примечательными событиями, происходящими за несколько майских дней в небольшом городке в оккупированной Германии.
"Пашендаль" (Passchendaele), Канада, 2008
Канадская военная драма "Пашендаль". Не знаю, что-то не выходит у канадцев кино на военную тематику, как они ни пытаются. Был еще такой "Конвой через Атлантику"(Above and beyond) 2002 года, оказавшийся абсолютно снотворным нуднейшим опусом о буднях аэродромной обслуги в 1940 году. Это кино - про Первую Мировую, про третье сражение при Ипре (лето-осень 1917 года). Но война как таковая занимает дай бог, минут 20-25 из 2 часов хронометража (снято неплохо, должен заметить - непрестанный дождь, грязь, лужи, в которых можно утонуть, неубранные трупы в окопах - все в соответствии с воспоминаниями очевидцев). Но все остальное действие происходит в Канаде и посвящено довольно сопливо-слезливой мелодраматической лав-стори медсестры и сержанта, вернувшегося с фронта и направленного работать вербовщиком на призывной пункт. Лучшее, что есть в этом фильме - это финальные титры. Я серьезно, сочетание реальной кинохроники тех лет и душещипательной песни "After the War" действительно задевает за живое и достигает того эффекта, которого безуспешно пытался достичь сам фильм. И я сомневаюсь, что так и было задумано...
А вообще-то, канадцам есть ведь чем гордиться, у них много славных страниц в истории, и они заслуживают нормального военного фильма. Сняли бы кино про рейд на Дьепп, про зону высадки Джуно в Нормандии, про англо-американскую войну 1812 года, в конце концов, где они неиллюзорно навешали американцам.
"Куда залетают только орлы" (Where eagles dare), Великобритания-США, 1968
Ну хоть режьте меня - не могу я смотреть подавляющее большинство этих американских "ганг-хо" военных боевиков, выходивших в 60-ых - 70-ых. Это кино по роману Алистера Маклина о спасении американского генерала из плена в альпийском замке - не исключение. Мне, признаться, и "Пушки Наварона" по тому же Маклину не слишком приглянулись, а они вроде как вообще классикой считаются... Здесь же - вообще с трудом осилил до конца, регулярно нажимая на ускорение раз так в 8-16. Ну ску-у-учно... Ни шпионская интрига, ни экшен - ничего не привлекло.