
Гарт Эннис, как он умеет, в который раз нагнал конкретного мрачняка и безысходности, переосмыслив образ классического героя комиксов (вот этого). Агент ЦРУ Уильям Клайд расследует серию убийств отставных военнослужащих и правительственных чиновников. Все погибшие оказываются так или иначе связаны с таинственным человеком, известным лишь под псевдонимом "Неизвестный Солдат". И вскоре собственное начальство Клайда начинает вставлять ему палки в колеса, и делать недвусмысленные намеки о том, что некоторые темы копать крайне нежелательно. Когда становится ясно, что намеки не приносят результата, в ход идут прямые угрозы, а потом - и действия. И оказывается Клайд в бегах, без денег и документов, с наемными убийцами и контрразведкой на хвосте.
След же Неизвестного Солдата уходит куда дальше в прошлое, чем кто-либо мог предположить - во времена Второй Мировой, а то и более ранние. А его прямое или косвенное участие ощущается едва ли не во всех тайных операциях и грязных делишках американских спецслужб, вплоть до настоящего времени. Кто этот человек? Как он мог полвека выполнять важнейшие задания, не оставив о себе ни одной документальной записи в архивах? Да человек ли это вообще?
Не хочется спойлерить, но на последний вопрос я себе ответ дал - и он однозначно отрицательный. Неизвестный Солдат в этом произведении - это НЕ человек. Это своеобразная персонификация фанатизма. Слепой, безумной веры в Идею. И он же олицетворяет всех тех бесчисленных людей, что стали проводниками и жертвами этой веры, попав в логическую ловушку:
"Если наши враги - есть абсолютное зло, то мы - есть безусловное добро. И значит, всё, что мы делаем - всегда правильно и законно. Любые методы допустимы, любые средства морально-оправданы, любые побочные жертвы приемлемы - ведь в борьбе с абсолютным злом не может быть ни ограничений, ни полумер. МЫ ВСЕГДА ПРАВЫ. А все несогласные с нами - есть прислужники Зла, и потому должны быть сокрушены без всякой жалости и сострадания."
Метафоричностью история сильно напомнила другую вещь Энниса - ".303", о которой я писал пару лет назад.
Остальные обложки.


