Categories:

Высшая правда / Nichts als die Wahrheit, Германия, 1999

1iBP4TaMWdXEZfBXEAE9oHdHbGa

Главный герой фильма, адвокат (и немного писатель) Петер Ром, уже много лет собирает материал для биографической книги о Йозефе Менгеле - знаменитом нацистском преступнике, получившем печальную известность за свои бесчеловечные опыты на узниках концлагеря Освенцим. И вот, однажды, с ним происходит нечто невероятное: его похищают неизвестные и вывозят в Южную Америку, где героя встречает некий пожилой господин, утверждающий, что он и есть - Менгеле, а его смерть в 1979 году была не более чем инсценировкой. Сейчас этот человек уже очень стар, чувствует приближение смерти, и хочет, в качестве последнего значимого поступка, сдаться в руки немецкого правосудия, дабы рассказать на суде правду - всю правду, о себе и о своей медицинской деятельности. А невольному гостю он предлагает стать своим официальным защитником на процессе.

Вот такая завязочка. Кино исключительное по силе и сложности поднятой темы. Изображение такого рода людей - тема по определению скользкая в части расставления акцентов. Стоит чуть переборщить с гуманизацией персонажа - и можно (даже невольно) встать на неверную дорожку ползучего оправдания ему подобных. С другой стороны, показать такого деятеля монстром, в котором нет ничего человеческого - тоже ложь, и даже более опасная. Может быть, именно поэтому в данной истории выбран был не какой-то вымышленный преступник, а реальный исторический деятель, чье имя знакомо почти каждому и стало почти нарицательным. Совершенные Йозефом Менгеле преступления хорошо известны, и хотя он так и не предстал перед судом в нашей реальности, использование его персоналии для заострения темы оказалось вполне уместно.

Я не стану пересказывать сюжет - это бессмысленно. После описанной выше завязки, фильм приобретает структуру традиционной судебной драмы. Но при этом взгляд на происходящее абсолютно отстраненный, нейтральный, чего, например, в голливудской кинопродукции почти не встретишь. Нет навязываемой точки зрения, нет ритуальных заклинаний, нет "обозначения авторской позиции"(тм). Вот события, вот мнения сторон, вот их дискуссия - а выводы делайте сами. Мне определенно нравится, что зрителя тут не держат за дурака, которого надо долбить по голове, дабы объяснить, что нацизм - это плохо, и убивать людей ради научных опытов - тоже плохо.

Гёц Георге в роли Менгеле - пожалуй одна из мощнейших актерских работ, что я видел за последнее время. Его финальный монолог запоминается надолго. "Я ничего не отрицаю и ни от чего не отрекаюсь. Хочу лишь, чтобы вы поняли одну вещь: на самом деле, разница между мной и вами не так уж велика."

P.S. За информацию об этой картине благодарность получает ув. jack_kipling, знаток редкого европейского кино на историческую тему.