iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Categories:

Про роковых женщин и неклассичность классики

Я тут еще несколько нео-нуаров увидел (напишу про них позже), а пока хотел бы поделиться небольшой мыслью, пока она не испарилась из моего сознания.

Просмотрев достаточно большое количество старых кинофильмов в нуарной стилистике, а также их современных продолжателей и подражателей, я пришел к тому же выводу, к которому уже приходил с подачи skaarjwarrior пару лет назад. А конкретно - о таком устоявшемся и узнаваемом образе, как "роковая женщина / femme fatale".

Парадоксально звучит, но фамм фаталь в классическом нуаре - недостаточно ээ... фатальны, за редким исключением.

- Во-первых, многие из них - никакие и не роковухи вовсе, а просто жертвы обстоятельств (Вероника Лейк в "Наемном стрелке", Лорен Бэколл в "Большом сне").
- Либо те же жертвы обстоятельств, только умеющие каким-то образом оборачивать их себе на пользу (Рита Хейворт в "Гильде", Ава Гарднер в "Убийцах").
- Либо довольно мелочные корыстолюбивые домохозяйки (Барбара Стэнвик в "Двойной страховке", Клэр Тревор в "Убийство, моя милая").

Действительно роковых дам, принимающих в сюжете активное участие, действующих сугубо в собственных интересах, и представляющих собой независимый центр силы в разворачивающихся на экране интригах - их довольно мало. Так вот, с ходу, вспоминаются только та же Рита Хейворт в другом своем известном фильме "Леди из Шанхая", а также Джин Джили в "Приманке", и отчасти Мэри Астор в "Мальтийском соколе". Да вот, пожалуй, и все. Естественно, я кучу всего не смотрел, однако тенденция прослеживается.






Тогда как в нео-нуаре все по-другому... Вот, скажем, моя персональная первая тройка актрис, воплотивших образы зловещих, коварных, соблазнительных и порочных женщин в современных произведениях этого жанра.

Шерон Стоун, "Основной инстинкт"

Линда Фиорентино, "Последнее соблазнение"

Ребекка Ромейн, "Роковая женщина"


Как можно заметить, это персонажи совсем другого типа - почти не встречающиеся в классике. Особенно показательно, что все три вышеприведенные героини по итогам не несут какой-либо ответственности за свои преступления, и угрызений совести, естественно, тоже не испытывают. Во времена Кодекса Хейса такое было просто немыслимо - в старых нуарных фильмах, невзирая на всю тамошнюю циничность и моральную неоднозначность, зло всегда каралось в финале. Зачастую лишь в последнюю минуту и с помощью deus ex machina, но всегда.

И тут мы переходим к более широкой теме. Складывается впечатление, что осознанная стилизация, когда авторы знают, что именно создают, используют уже готовые тропы/tropes и наработанные поколениями предшественников визуальные и сюжетные приемы - то это все дает куда более густую и узнаваемую атмосферу, чем у киношников старой школы, которые и слова то такого иноземного не знали, "нуар". Снимали просто драмы, детективы, триллеры, мелодрамы и гангстерские фильмы с некоторыми стилистическими сходствами. А вот первая волна подражателей (а это были, ЕМНИП французы в конце 50-ых) - там уже пошло целенаправленное нагнетание того, за что мы нынче любим это направление. А уж когда за дело взялись сами американцы в 70-ых - 80-ых...

Потому мне в каком-то смысле нео-нуар нравится порой даже сильнее классики - хотя бы за то, что там куда как меньше цензуры по части секса и насилия. Ну и за намеренную игру с уже устоявшимися типажами - "hard-boiled detective", "femme fatale" "corrupt cop", "honest cop", "mafia hitman" и т.д.




Tags: кино, нуар
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments