
Давно уже имел я намерение написать таки рецензию на этот замечательный фильм, который стал для меня лучшей премьерой 2008 года. Чем он меня привлек тогда... Во-первых, британский режиссер Нил Маршалл, один из наиболее перспективных представителей "новой волны европейского хоррора", пользуется моим безграничным уважением. На его счету великолепный черно-юморной трэш-хоррор "Псы-солдаты" о британских спецназерах, которые угодили во время учений в логово оборотней в шотландских лесах. Жгло это кино аки РПО-А, и заслуживает, наверное, отдельного обзора в будущем. А также мрачный, атмосферный и клаустрофобичный ужастик "Спуск" - тоже не менее винрарный. Этих двух его работ для меня было более чем достаточно, чтобы оценить потенциал данного товарища . Поэтому, прочитав первые новости о съемках "Судного дня", я начал с нетерпением отсчитывать дни до премьеры. Смесь из ужасов и постапокалипсиса не могла не заинтересовать, как-никак два любимых с незапамятных времен жанра. И вот, кино было наконец отсмотрено. Ожидания оправдались процентов так на 90 - я получил практически все, чего хотел, даже кое-чего в довесок. :) Прошло 1,5 года с тех пор, но впечатления по прежнему вполне свежие.
Итак, действие фильма начинается, по традиции, "ин зе ниарест фьюче" - в 2008 году в Шотландии происходит вспышка неизвестного вирусного заболевания. Крайне заразная смертельная инфекция быстро распространяется по стране, и власти Великобритании вынуждены пойти на радикальный меры - Шотландия объявлена зоной карантина, на границе спешно воздвигается стена, прибрежные воды блокируются флотом. Всех, кто пытается покинуть зараженную территорию поджидают суровые пограничники с пулеметами на вышках, минные поля и автоматические турели, расстреливающие все, что движется. Ценой таких чудовищно-жестоких мир страну удается спасти от гибели.
Прошло 30 лет. Великобритания является в значительной степени "страной изгоем": в ней действует жесткая авторитарная власть (не Большой Брат, но всесилие органов безопасности и чрезвычайного правительства, беспредел полиции вполне имеют место быть), страна обложена международными санкциями, а внутри при всем при том - разгул организованной преступности, большая часть населения прозябает в нищете, невиданный упадок экономики. В общем, не самое приятное место на Земле. И в этой и без того невеселой обстановке в самом что ни на есть центре государства - в одном из трущобных кварталов Лондона, происходит новая вспышка эпидемии вируса. И в то же время (Внезапно!) на территории Шотландии замечены признаки существования живых людей, которые, очевидно, нашли способ справиться с инфекцией.
Для выяснения обстоятельств и поиска вероятного лекарства в "зону" решено послать спецотряд под руководством майора Иден Синклер, которая в свое время сама в 5-летнем возрасте была эвакуирована из погибающей Шотландии в последние дни перед карантином. То, с чем предстоит столкнуться бравым воякам за стеной, превзойдет их самые худшие опасения...
Итак, необходимые условия для получения полноценного удовольствия от этой картины.
Во-первых, не стоит воспринимать все происходящее полностью серьезно. Весь фильм по сути представляет собой сплошной набор отсылок и прямых цитат из культовой фантастики и хоррора 80-ых, ровно как и полупародийные кивки в сторону более современных образцов жанра. С которыми (и это во-вторых) надо быть знакомым. Я даже не берусь подсчитать все эти детали. В первую очередь, конечно, "Безумный Макс-2" и "Побег из Нью-Йорка", что лучшим образом было передано в шедевральной фразе:
(комендант пограничного поста представляет Иден ее будущую команду)
- ...а это рядовые Миллер и Карпентер. [я на этих словах так и ждал, что данные бойцы будут в отряде мехводом и стрелком соответственно :-) ]
Также не обойдены вниманием зомби-муви - вся история с вирусом и злыми обитателями закрытой зоны. И "Чужие" - ну куда ж без них. И итальянские каннибальские ужасы - уцелевшие жители Эдинбурга превратились в агрессивных моторизованных панков-каннибалов, которые жарят своих врагов и торжественно пожирают на неком подобии рок-концерта. И исторические эпосы - сельские жители Шотландии вернулись к корням и устроили у себя самое натуральное средневековье с рыцарями, замками и робингудами. И это не считая всяческих чисто-визуальных сходств с другими фильмами.
Исходя из этого, концентрация идиотизма и нелогичности в сюжете порой превышает все разумные и неразумные пределы. НО - это нисколь не мешает получать чистый, незамутненный фан от абсолютно безбашенного действия. Начальная сцена с кровавой массякрой на линии карантина. Рутинная контртеррористическая операция в Лондоне. Нападение туземцев на БТР-ы спецназа в закрытой зоне. Гладиаторский поединок Иден vs. Бронированный Амбал в местном колизее. Финальная погоня по шоссе в лучших традициях "Мэд Макса", где был сделан, наверное лучший продакт-плейсмент для торговой марки "Бентли" :-)
Отдельно о майоре Синклер. На мой взгляд, Рона Митра подошла на эту роль просто идеально, офигительно достоверно изобразив экшен-героиню, которая стала для меня одной из самых запоминающихся (и реалистичных) "крутых женщин" в кино за последние годы. Как сказал кто-то, "наверное, если бы Змей Плисскен родился женщиной, то это была бы она...". Персонаж, кстати, в значительной степени действительно основан на образе харизматичного антигероя "Побега из Нью-Йорка" - Иден так же носит повязку на месте отсутствующего глаза (правда у нее под повязкой имеется хитрый кибернетический имплант с видеокамерой - будущее же ж), так же не любит продажных политиканов, а кроме того веьма забавно стреляет сигареты у вышестоящего начальства.
Также на втором плане засветились Боб Хоскингс в роли шефа полиции и Малкольм Макдауэлл в традиционно-злодейской роли "нового короля Шотландии" - ученого-ретрограда, основателя движения "назад в феодализм".









