iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Categories:

Иван Грозный, СССР, 1944-1946

20090516211528!Ivan_Groznyj_poster


В двух словах - великий фильм. Эйзенштейн – колосс. Черкасов – титан. И мне трудно что-то сказать более развернуто. Несмотря на разницу в два года между выходом 1 и 2 частей, это все-таки одна картина, к тому же незаконченная (предполагалась ведь еще третья, завершающая часть). Невероятной художественной силы кино. Драма о трансформации (или вернее ДЕформации) личности - о том, как неплохой в общем-то человек с благородными намерениями не выдерживает испытания властью и превращается в абсолютного монстра, лишаясь друзей и соратников, забывая свои прежние идеалы, оставаясь в одиночестве на вершине.



Именно поэтому, оба фильма надо рассматривать в комплексе. Если брать только первую часть – то она может показаться типичным советским историческим эпосом 40ых-50ых: про «хороших наших» и «плохих ненаших», с положительным и прогрессивным главным героем (хотя и в этом аспекте все уже было несколько сложнее). А вот во второй части, запрещенной сразу после создания (и понятно почему) – там-то как раз самое интересное. Центральной темой становится искажение характера правителя под влиянием неограниченной власти. («власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно»). От героического пафоса первой части не остается камня на камне – особенно когда Иван повторяет по сути те же фразы, что и раньше, но уже с совсем иным, более циничным и зловещим смыслом. Ну и единственная цветная сцена пира опричников, снятая на трофейной немецкой пленке – это шедевр. Одна из самых тревожных и жутких сцен в кинематографе вообще.




Что касается исторической достоверности фильма, то я считаю, что к такого рода картинам подходить с меркой реалистичности бессмысленно. Лучше всего эту мысль выразил Чарльз Чаплин в своем отзыве, который я позволю себе процитировать:

«Фильм Эйзенштейна “Иван Грозный”, который я увидел после Второй Мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод ее трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем, поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты.»
Tags: 1940s, история, кино, наше кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments