iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Četverored, Хорватия, 1999

3859888907195

Как переводится название, переводится ли вообще, и что означает, я честно говоря, так и не разобрался, т.к. перевода этого фильма не нашел, ни на русский язык, ни даже на английский, а сербско-хорватского не знаю, хоть и могу кое-что понимать и улавливать общий смысл диалогов. (*Upd: Из зала подсказывают, что это буквально "по четверо в ряд", как пленных вели колонной, вон как на постере. Может, какая-то игра слов.).

В общем, это хорватское ревизионистское кино про завершающий период ВМВ в оккупированной Югославии 1941-1945. А конкретнее – про судьбу большого числа югославских коллаборационистов (преимущественно хорватской и словенской национальности), попавших в плен НОАЮ после капитуляции Третьего Рейха, и про т.н. «Блайбургскую резню» (так хорватская официальная историография эти события называет).

Суть событий: В последние дни войны, большое количество военнослужащих, чиновников и прочих лиц, занимавших посты в прогерманских марионеточных государствах, опасаясь расправы со стороны наступавших частей НОАЮ и РККА, потянулись на северо-запад, в сторону Австрии, чтобы сдаться английским или американским войскам. Но западные союзники к этой публике никакой симпатии не проявили и поступили с ними ровно так же, как и с советскими коллаборационистами – разоружив и передав пленных подошедшей титовской армии в районе австрийского городка Блайбург. Титовцы рассусоливаться не стали и тут же сполна отплатили усташам и им подобным за все хорошее, расстреляв несколько тысяч на месте, а остальных отправив форсированным маршем в сторону лагерей, по пути уморив еще какое-то количество (оценки числа погибших сильно разнятся). Естественно, под раздачу попало и немало гражданских лиц, в т.ч. и совершенно непричастных к фашистским преступлениям. Но время было суровое, война гражданская, и такими тонкостями ни одна из враждующих сторон не заморачивалась. Короче, «все неоднозначно».

Настороженно относясь к хорватскому кинематографу времен Туджмана, я опасался, что тут будут огульно оправдывать усташей в духе «рафик неуиновен», но этого, к счастью, не было. Однако, фильм все равно плохой и пропагандистский – к тому же, созданный к тамошним парламентским выборам 2000 года для агитации за одну партию (ХДС, не путать с одноименной германской партией) против другой (СДП). Так что смотрел я его сугубо в целях общего развития – люблю всякую экзотическую пропаганду.


Что касается отношения к хорватскому фашистскому государству НГХ, то идеи в фильме высказаны следующие (я не буду оценивать их правдивость, лишь перескажу). Непосредственно усташи (такие ребята в черных мундирах) – показаны негативно, как нехорошие нацисты и фанатики, желающие продолжать кровопролитие любой ценой, и убивающие «паникеров и изменников» направо и налево. Однако, в Блайбурге, по мнению авторов фильма (и романа-первоисточника) пострадали от рук партизан в основном как раз не идейные нацисты, а всевозможные подневольные люди: мобилизованные солдаты хорватского домобранства, гражданские служащие НГХ, просто беженцы, ушедшие вместе с армией. А усташи от возмездия в основном ускользнули. Кое-кому из них удалось даже неплохо устроиться в социалистической Хорватии после войны. Сербских четников это тоже касается: есть тут сцена, где партизанский командир что-то там впаривает подчиненным про пролетарскую революцию, а пленный домобран рядом шепотом говорит, мол, «как быстро, гад, перекрасился - в прошлый раз, когда я его видел, он был под черным знаменем и в звании четницкого воеводы». [при этом игнорируется тот факт, что коллаборационистов мочили в основном как раз "свои" хорватские коммунисты, а никак не "злые сербо-четники"]

Есть и небольшая доза русофобской клюквы. В одном из эпизодов, к колонне пленных подъезжает "Виллис" с двумя советскими офицерами (выглядящими как типичные «монголо-казаки»™), которые, любезно спросив разрешения у конвоиров, начинают шмонать подконвойных на предмет ценностей, и под крики «давай, давай!» у одного упершегося интеллигентишки деловито отчекрыживают палец вместе с перстнем. Партизанский начальник завистливо и с уважением смотрит им вслед и говорит своим бойцам: «Вот, смотрите, у кого учиться надо!». Впрочем, это мелочь на фоне того, как авторы фильма изображают своих югославских идейных противников (карикатурно и однобоко очень).

Что можно сказать хорошего про кино? Ну, актриса Эна Бегович весьма красива. Еще атмосфера упадка и разложения последних дней хорватского фашизма показана неплохо. Пожалуй, и все. Каких-то особенно впечатляющих масштабных сцен нет, боевых действий тоже нет по большому счету, и вообще фильм унылый, даже без учета политической предвзятости.
Tags: 1990s, ВМВ, кино, милитаризм, югославия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments