iskander_zombie (iskander_zombie) wrote,
iskander_zombie
iskander_zombie

Битва за Рим. Часть 1 / Kampf um Rom. Teil 1, ФРГ-Италия-Румыния, 1968

kampf_um_rom

Сначала о главном: фильм очень хороший, и я бы даже сказал, что один из лучших пеплумов своего времени. Прежде, чем перейти к вываливанию на ваши головы 100500 скриншотов, считаю нужным уточнить кое-что. Смотрел я это кино второй раз, и впечатления оказались в разы более положительными, чем при первом просмотре. А разгадка проста - в первый раз я видел, оказывается, лишь половину фильма, да еще и изрядно порезанную (кажется, советская прокатная версия с мосфильмовским дубляжом). На самом же деле фильм состоит из двух частей, и общий хронометраж составляет без малого три часа. Так что придется разбить обзор на два поста, ибо картинок нащелкалось реально очень много

Сюжет картины основан на романе какого-то культового немецкого писателя 19 века Феликса Дана, который в эпоху исторического романтизма написал кучу всяких вольных фантазий на тему древних германцев и великого переселения народов. Что-то в духе Вальтера Скотта, наверное, но "не читал - не знаю". Посвящена "Битва за Рим" событиям первой половины VI века - грандиозной византийско-готской войне, которая опустошила Италию и привела бывшее сердце Западной Империи к окончательному упадку. Кому интересны реальные исторические факты - могут почитать научно-популярную литературу (ну, или хотя бы википедию), в фильме же представлена очень альтернативная версия событий. Очень-очень-очень альтернативная. Фильмы Ридли Скотта отдыхают по уровню полета фантазии, я бы сказал - в хорошем смысле. ;)

Как и многие пеплумы времен расцвета жанра, это совместная продукция ряда стран с аж тремя режиссерами (в т.ч. Роберт Сёдмак и Серджиу Николаеску) и международным составом актеров. Судьба картины довольно непростая, съемки шли трудно, а кассовые сборы оказались не слишком внушительными, да и рецензии критиков были весьма сдержанными. Тем не менее, я лично считаю этот фильм замечательным образцом масштабного исторического эпоса, к тому же о не самом популярном временном отрезке (поздне-римский период и ранние "темные века" вообще не пользуются спросом у сценаристов). Крутейший актерский состав, массовка, декорации и костюмы (не аутентично, но с душой!), сюжетные перепитии с интригами, предательствами и коварными многоходовочками... В общем, всем ценителям жанра это смотреть просто-таки обязательно нужно, если каким-то чудом еще не добрались - причем именно в полной версии, чтобы на 100% насладиться. Урезанные варианты (хоть советский, хоть американский, хоть сокращенный европейский) очень сильно пострадали.




С первых же кадров нас встречает вот такая стильная карта. "Детали, детали очень важны!"  Риц Ортолани, расовый итальянский композитор - матерый человечище, и его значение тоже трудно переоценить.




Собственно, готы (которые остготы), главные герои этой, с позволения сказать, саги. Тут у нас как бы "пролог" - за N лет до основных событий.




Теодорих Великий (справа) вступает во владение завоеванной Италией - видимо, дело происходит где-то в момент после подлого убийства Одоакра. "Отсель грозить мы будем греку" (ну, или не будем).


Карта еще и масштабируемая!


Из массового сознания как-то стабильно ускользает тот факт, что большинство "варварских племен" на момент окончательного падения Западной Империи были христианами (хоть и приверженцами не совсем рукопожатной арианской ереси). Не то чтобы это мешало им заниматься традиционными варварскими забавами. ;)


Амаласунта (слева) и Матасунта (справа). В реальности - мать и дочь. Здесь - сестры, что приводит к своего рода ремейку "Короля Лира."
Амаласунту играет британская актриса Хонор Блэкман, известная по "Голдфингеру" (Пусси Галлор, да-да!), и 3 сезону "Мстителей" (прямая предшественница Дианы Ригг).



А вот это у нас - полностью вымышленный, и вместе с тем один из самых эпичных персонажей фильма. Некий Цетег из рода Цетегов, харизматичный лидер римской знати, гениальный политик, военачальник и мастер интриг, мечтающий возродить Западную Империю во всем блеске ее величия, и начать с освобождения непосредственно Рима.


Но на начальном этапе он планирует лишь восстание против готских захватчиков - для чего отправляется в Константинополь просить помощи.



"А в Константинополе не скучно..."(с)
- из другого фильма.




Еще один эпичный и харизматичный герой, знающий толк в хитрых планах и многоходовочках. Нарсес - вельможа, царедворец, полководец и в конечном итоге покоритель Италии. Also, евнух. Но вот карликом этот деятель никогда не был. Не знаю уж, чем вызваны такие изменения (хотя... я бы тоже предпочел быть карликом, но с работающими причиндалами, если бы возник подобный выбор ;) ) - но как бы то ни было, актер Майкл Данн очень хорош. Я видел его только в "Стар Треке ТОС", но вообще в свое время артист был весьма известный, один из первых актеров с ахондроплазией, сумевший вырваться за пределы навязанного внешностью типажа и сыграть широкий спектр разных серьезных ролей.







Сильва Кошчина в роли Феодоры - "знойная женщина, мечта поэта". Эта версия мне пришлась куда больше по нраву, чем "именной" фильм про знаменитую императрицу Византии.




Настойчиво соблазняет товарища Цетега (for fun and profit).




"Козодоев, ну ты бы ушел от такой женщины?!"


Собственно, императорский двор. Декорации - на отличненько, скажу я вам.





Ну и... (тадам!) Император Юстиниан Великий (на фото - погружен в размышления о Боге, жизни, тщетности бытия, и немного о государственном устройстве). В роли императора - Орсон Уэллс. В дополнительном представлении не нуждается, человек-титан.






Велизарий (он же Велисарий, но мне первый вариант больше по душе). Вот его в фильме изрядно обосрали упростили и отупили. Получился эдакий недалекий солдафон, тупой громила-кхорнит, умеющий в ЯРОСТЬ ТОПОРА, но не умеющий в тактику и стратегию.



Нарсес троллит Велизария. Без толку. Велизарий даже не понял, что его троллят.


Юстиниан смотрит на тебя как на арианскую ересь.





Тем временем, во дворце готских захватчиков бушуют ИНТРИГИ и chronic backstabbing disorder, не без участия услужливых римских "друзей", полных любви и обожания к своим завоевателям.








Еще один крутой мужЫк (в них здесь вообще нет недостатка) - и тоже вымышленный (по всей видимости). Некий "князь Фурий, правитель Корсики". Ведет свою, почти независимую политику, между прочим, и даже активно влияет на местный геополитический расклад.


Стены Рима снимали, кажется, на базе какого-то румынского замка.



Юлия, дочь будущего римского диктатора-освободителя Цетега. Хорошая девочка: добрая, красивая и очень честная. Даже слишком честная - что потом выйдет ей боком.


Дрессированный лев настоящий, и трюки с ним тоже настоящие. Сейчас такого не делают, да-с.




Тотила, будущий король готов и его "запретная любовь"(тм). Ну штампы, да - что поделать. Впрочем, это хорошие, годные штампы, которые не устаревают почти никогда.




Командир готского гарнизона Рима.


Один из римских заговорщиков, руководителей сопротивления. Классная маскировка. ;)



Тем временем, Цетег...
"А вы смешные... Я убью вас последними."



"ИЗМЕНА!" - вскричал Мальчиш-Кибальчиш.
"А меня что-то на хавчик пробило..." - ответил Мальчиш-Плохиш, доедая банку варенья с корзиной печенья.




Думаю, когда фильм прокатывали в СССР, фансервисная сцена с (последним) купанием королевы Амаласунты должна была вызывать немалый ажиотаж. Обнаженка + саспенс + убийство изощренным методом (основанным на реальной позднеримской практике душить недругов паром в бане). Молодцы цензоры, что не вырезали это, а вырезали только кучу менее запоминающихся эпизодов.












БОЛЬШЕ ФАНСЕРВИСА ДЛЯ БОГА ФАНСЕРВИСА!!!








И еще больше прелестей Сильвы Кошчиной!








Зена, Матасунта, королева воинов готов.


И Витигес - ее супруг и соправитель. (поневоле).

Спойлер: они все до финала не доживут.



Немного скринов с конной массовкой








А пока все эти замечательные господа и дамы выясняют отношения и "кто чей дом труба шатал", в Риме неведомым образом материализуются преторианцы времен Октавиана Августа и вырезают варварский оккупационный контингент подчистую. На самом деле, это та самая тайная армия Цетега, но форма и доспехи как бы намекают.




Прибытие войск  Восточной Империи показано настолько мощно под пафосную музыку, что картинками не передать. Примерно как нашествие шведов в финале 1-ой части "Потопа". Колонны до горизонта, столбы пыли, двунадесять языков и все такое.























Ну а дальше - идет мочилово Велизария с готами. Пожалуй, самая масштабная баталия фильма, завершающая первую часть. Финал ее - оооочень альтернативный.































Короче, кхорнит-Велизарий с криком "Херсон Рим перед нами, прорвемся штыками!" ломанулся прямо в засаду и потерпел былинный фейл.













И сам погиб. ВОТ ЭТО ПОВОРОТ!

Цетег в традиционной позе "Аве мне!" над трупом Велизария-неудачника.


"Верьте мне, граждане - я знаю как надо, я приведу вас к успеху!"



И на этой оптимистической ноте завершается первый акт сией пьесы. После антракта мы с вами встретимся и рассмотрим часть вторую, которая носит название "Битва за Рим II: Измена".




Tags: 1960s, s.p.q.r., история, кадронарезательная машинка, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments