На мой взгляд, в этом фильме Юрий Быков (которого я вообще уважаю и ценю как достаточно талантливого режиссера и сценариста «социальщика», см. к/ф "Майор" ) явно хватанул через край, и перешел грань, отделяющую остро-социальную драму от какого-то гротеска.
Например, после момента где...
При том, что мысли-то, в общем, в фильме правильные - с идеями автора (которые просты и на поверхности) я вполне согласен. Кстати, заметил, что это кино часто сравнивали с почти одновременно вышедшим «Левиафаном» Звягинцева. Сравнить можно, конечно – отчего нет. В идейном смысле, «Дурак» лучше – прежде всего наличием активно действующего положительного героя, которому можно сопереживать. И тут есть определенный луч надежды: какой бы беспросветной ни казалась окружающая действительность, какой бы ни была безнадежной твоя борьба за правое дело – но бороться все равно надо. Пусть даже сами те, за кого ты борешься, будут смотреть на тебя как на безумца, не поймут, будут презирать и ненавидеть – неважно. Вот за эту мысль (и еще за использование песен Цоя в саундтреке) фильму Быкова можно отчасти простить его сценарные косяки. Но не более.
P.S. Ввожу отдельный тэг для кино на русском языке - сугубо для учета унд контроля.