Category: ссср

Category was added automatically. Read all entries about "ссср".

Soviet terminator

Музейное

Еще запоздалый фотопост. Мне, честно сказать, зачастую лень разбирать фотки о посещенных интересных местах, хотя накапливается их изрядно. Но вот сейчас выдалось немного свободного времени, сделать photo dump с небольшим предисловием. ;) В ноябре 2014 года я впервые посетил Центральный Музей Вооруженных Сил в Москве, ранее известный как Музей Советской Армии. Очень долго не получалось туда выбраться, хоть и живу буквально в полутора часах езды на общественном транспорте. Но вот, сбылись мечты народные.

Музей очень большой, за один раз все тщательно просмотреть не возможно, даже если касаться только постоянной экспозиции. В принципе, обязательно приеду туда еще раз при случае. А так - даже пунктирного осмотра хватило, чтобы изрядно утомиться и проголодаться. К счастью, в музее, помимо прочего, есть отличнейшая точка общепита, выдержанная в военно-патриотическом ретро-стиле: со столами из досок, образцами наглядной агитации на стенах, чаем в латунных чайниках, музыкой военных лет, соответствующим меню и т.п. Помимо того, что вкусно, еще и антуражно. Ну и цены вполне пролетарско-демократичные.

Открытую площадку с танками/самолетами не посещал вообще, ибо в середине ноября холодно и ветер с дождем. Это развлечение для теплого времени года все-таки.

Ниже - много всякого заснятого. Для тех, кто там был - понятное дело, интереса не представит.




Collapse )
Starship Troopers

Щорс, СССР, 1939

12121212

Так сказать, «Александр Довженко представляет». ;) Идеологически-выверенный эпос о легендарном комдиве, и одна из первых главных ролей Евгения Самойлова. Стоит заметить, что этот фильм, наряду с песней «Шел отряд по берегу…» собственно и сделал данного исторического персонажа знаменитым – до конца 30-ых это был довольно малоизвестный командир Гражданской, и к числу «супер-звезд» советской революционной мифологии никак не относился. Кино хорошее, если делать скидку на неизбежный «отпечаток эпохи» (например, Троцкого ну никак не могли не пнуть мимоходом. Ладно, хоть Сталина не поминали, и то хорошо). Из героев мне в частности, особенно по нраву пришелся здешний батька Боженко в исполнении актера Ивана Скуратова. Былинный герой, в самом что ни на есть прямом смысле. Сам Щорс выведен каким-то слишком уж «правильным» - это вообще беда, которой страдали многие советские исторические фильмы: чрезмерная идеализация главного героя, в результате чего второстепенные персонажи становятся более интересными, чем тот, о ком снято кино. Еще адски доставили сцены с заседания петлюровского штаба – архи-узнаваемо: «Антанта скоро нас признает! Заграница нам поможет! Америка с нами!». Ну, там вообще много смешного в этом смысле.
Starship Troopers

Ответный ход, СССР, 1981

ход

Вторая часть легендарной советской дилогии о военных учениях. На сей раз, о совместной операции ВДВ и морской пехоты в тылу условного противника. Здесь больше всякой-разной техники, и «экшена» – это главный плюс. В остальном же – практически никакого отличия от первой серии («В зоне особого внимания»). Уровень реализма, и так не слишком высокий, несколько упал, но «суровый реализьм» в таких фильмах все равно даром никому не нужен.

Вообще, кстати, видно, как за 5 лет обстановка поменялась. Если в первой части, снятой в период разрядки – еще, по большому счету, обычные учения и мирный советский трактор, то во второй части, вышедшей на экраны уже после ввода войск в Афганистан, польского кризиса, нового витка обострения и т.д. – там уже заметно больший уровень шизомилитаризма и четко-выраженная установка, что мы готовимся к реальной войне. Это так, на уровне ощущений, но оно есть.



Кстати, тот же Туманишвили потом снял небезызвестные фильмы «Одиночное плавание» и «Случай в квадрате 36-80». Культовые советские боевики, где уже “неусловного” противника низводили и курощали.
Starship Troopers

В зоне особого внимания, СССР, 1977

в зоне особого

Кажется, именно с этого фильма начался по-настоящему активный форсинг ВДВ как самых-самых убер-воинов в советской патриотической пропаганде. До того – как-то особо раскрученным этот род войск не был, насколько я понимаю - ну десантники и десантники. А вот потом, с конца 70-ых – начала 80-ых уже образ добра молодца в тельнике и голубом берете в массовую культуру вошел прочно, и даже выплеснулся за пределы русскоязычного пространства.

А кино хорошее. Советские фильмы про учения вообще стабильно дают нужную дозу здорового милитаризма (см.также х/ф «Атака», «Строгая мужская жизнь» и др.), а поскольку боевиков про «настоящую» современную войнушку в СССР снимали очень мало (я их все готов перечислить по пальцам), то оставались лишь такие вот паллиативы про войну «южных» с «северными». Тем не менее, смотрится очень круто даже без малого сорок лет спустя. Растащенные на цитаты фразы тоже в народ ушли. «Воины-десантники, вы окружены. Сдавайтесь, в плену вас ждет горячий чай и наше радушие».

Был еще не менее качественный сиквел "Ответный ход", где рекламировали уже морскую пехоту - про него напишу отдельно, как только пересмотрю. :)
Film Noir

Мертвый сезон, СССР, 1968

800px-RIAN_archive_63517_Scene_from_the_film_Off-Season


У нас в Мытищах была недавно в городском музее выставка, посвященная жизни Вильяма Фишера (более известного как Рудольф Абель) – хотя он с нашим городом не сильно связан, просто жил тут какое-то время в Челюскинском (т.н. Поселок старых большевиков). Выставлены кое-какие личные вещи, документы, фотографии, а также картины и гравюры его авторства. Достаточно любопытно. По ходу дела вспомнил, что «Мертвый сезон»-то я и не смотрел толком ни разу. Незамедлительно решил этот пробел восполнить. Прототипом для главного героя, конечно, послужил скорее не Абель, а другой советский разведчик - Конон Молодый. Но Абель тоже консультировал съемочную группу, а кроме того появляется в начальной сцене фильма со вступительным комментарием.

Что касается впечатлений от просмотра, то я скажу так: вся первая половина - прекрасна, финал с легендарной сценой обмена – безупречен, а вот последняя треть (не считая самого финала) – слишком уж «развлекательно-шпионская», с мордобитием, погонями, спасением в последний момент и т.д. В сравнении с исключительно правдоподобной первой частью фильма – смотрится несколько надуманно.
Nox wizard

Хлеб, золото, наган. СССР. 1980

1328627398_hleb-zoloto-nagan

Хороший, качественный советский боевичок про приключения на фоне Гражданской Войны от режиссера Самвела Гаспарова, который в значительной мере именно на этом жанре специализировался. Не уверен, можно ли называть «истернами» фильмы, действие которых происходит не на дальнем востоке, не в тайге, и не на просторах очень средней Азии, а в самых что ни на есть центральных районах России, но в остальном – все признаки жанра в наличии. Небольшая группа случайных попутчиков (чекист, железнодорожник, учительница и моряк) пробирается с грузом золота и зерна через охваченные хаосом гражданской войны районы, кишащие многочисленными отрядами-бандами разной политической направленности. Автомобильно-паровозно-кавалерийские погони, перестрелки на маузерах, наганах и максимах, совершенно архетипические персонажи и т.д. До цели доберутся далеко не все. Хронометраж совершенно смешной, меньше 70 минут, заскучать не дают, смотрится весело - не "Свой среди чужих", и даже не "Шестой", но вполне душевно.

Что забавно, временами антураж вызывал четкие ассоциации с постапокалиптическими сюжетами. По крайней мере, мародеры, конные варвары из пустошей, примитивные транспортные средства, чудесные артефакты рухнувшей цивилизации и даже свой Лорд Хумунгус тут есть, если вы понимаете о чем я. ;)
Nox wizard

Command & Conquer: Red Alert

51169853220110211193417

По контрасту со своим сиквелом, оригинальный Ред Алерт неожиданно оказался довольно серьезен, мрачен и пафосен. Ну, насколько вообще может быть серьезным сюжет, где Эйнштейн перемещается в прошлое, чтобы убить Гитлера, а в альтернативной Второй Мировой альтернативный Советский Союз воюет с Европейским Союзом, с применением телепортационных установок и силовых полей. Но юмора не слишком много (а тот, что есть - очень черный) все диалоги ведутся на серьезных щщах (хотя некоторые актеры, такое ощущение, с трудом сдерживают глупое хихиканье), ну и по духу это совершенно straightforward alternate history / military sci-fi. А не пародия на сей жанр, каковой является вторая часть (и вероятно третья тоже).




Collapse )
Единство союзников

Порох, СССР, 1985

3733b919afe30895cc0601abde1

Ленинград, сентябрь 1941 года. Оказавшийся в осаде город испытывает нехватку качественных артиллерийских порохов. Для производства нужны образцы смесей, а они есть только на складах крепости Кронштадт, откуда материалы необходимо доставить по морю - через насквозь простреливаемый фарватер Финского залива. Уполномоченный наркомата госконтроля Никонов с группой специалистов получает задание отправиться в Кронштадт и организовать доставку пороха на материк.

Сильный фильм. Относительно малоизвестный, но на мой взгляд - одна из лучших позднесоветских картин о войне. Вообще, фон тут играет не меньшее значение, чем действия героев на первом плане. На всем протяжении фильма разбросаны многочисленные сцены с длительными "проходами/проездами" камеры по обширным улицам, коридорам и площадкам, где то тут, то там до зрителя доносятся какие-то обрывки разговоров, показываются разные кусочки обычных бытовых сцен с участием безымянных персонажей, которые притствуют на экране считанные минуты, а то и секунды. Эффективный, но сложный прием, который крайне редко удается адекватно применить в кино, но когда удается - очень погружает в атмосферу места и времени.

А еще финал просто убивает и расплющивает. Вроде как и кончается все более-менее благополучно. Но с другой стороны - после того, как герой преодолевает все круги ада, насмотревшись на глупую и бессмысленную гибель товарищей и случайных попутчиков, ценой напряжения всех сил и воли выполняет задание, доставляет груз в город и получает наконец пару дней заслуженного отдыха... после всего этого, нас ждет вот такой кадр:

[Spoiler (click to open)]

Сильнее тысячи слов.